Выбрать страницу

Многим постройкам вдоль Октябрьской железной дороги уже более ста лет. И сегодня они оказываются беззащитны перед новой реальностью, в которой главенствуют жесткая экономия и коммерческая выгода. Исторические здания одно за другим исчезают под тяжелой поступью будущего. И лишь немногие из них удается спасти.

19 декабря стало известно, что железнодорожные вокзалы станций Горелово и Дибуны получили статус выявленных объектов культурного наследия. По распоряжению комитета по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры эти станции были включены в соответствующий перечень. Информация об этом появилась на официальном сайте администрации Петербурга.

Здание вокзала на станции Дибуны располагается неподалеку от поселка Песочный, на участке железной дороги Черная речка – Новое шоссе. Деревянная постройка появилась в 1904 году, спустя два года после основания дачного поселка Дибуны. Станция принадлежит к линии Санкт-Петербург – Выборг, которая была открыта в 1870 году. На протяжении всей линии от Петербурга до Зеленогорска здание в Дубинах осталось единственным уцелевшим деревянным вокзалом постройки начала прошлого века. Это место хранит память о важном историческом событии – именно с этой станции в августе 1917 года Ленин отправился в Петроград, чтобы оттуда добраться до Финляндии.

Станция Горелово расположена на участке от Аннинского шоссе до реки Дудергофки, который относится к железнодорожной ветке между Лигово и Красным Селом. Открыли ее еще в 1859 году, и в 1880 она достигла Гатчины. Через 17 лет появилась станция Горелово, а здание вокзала возвели только в 1912 году. В годы Великой отечественной войны линия фронта проходила в непосредственной близости от этих мест. В ходе боевых действий большая часть построек в поселке была уничтожена, железнодорожные пути разрушены, но здание вокзала на станции уцелело, и в конце 1940-х там провели необходимый ремонт.

Осенью охранный статус получил вокзал в Сестрорецке, кампания в защиту которого длилась два года. Изначально его причислили к выявленным объектам культурного наследия. В этом году специалисты провели историко-культурную экспертизу, по результатам которой КГИОП подготовил распоряжение, согласно которому, вокзал получит статус регионального памятника.

Но не для всех железнодорожных станций дореволюционной постройки события складываются столь удачно. С июля 2016 года на Октябрьской железной дороге снесли три деревянных вокзала. Так, Ленобласть лишилась постройки на станции Семрино, под Тверью исчезло здание в Горовастицах. В Петербурге разрушили здание на станции Ижоры и снесли двухэтажный кирпичный стрелочный пост Цветочный. С ним также связаны исторические события начала века: весной 1918 года с этого поста Ленин и советское правительство тайно отправились в Москву.

На месте старых зданий должны теперь появиться современные павильоны. Их постройка обойдется РДЖ дешевле, чем проведение работ по реставрации исторических строений. А до тех пор, пока им не присвоен статус памятника, рабочие могут беспрепятственно разбирать вокзалы.

В октябре активисты движения «Живой город», обеспокоенные подобной тенденцией, пытались добиться правительственной защиты для других деревянных построек на станциях. Если в Петербурге большинство вокзалов находится под контролем КГИОП, то в области ситуация более сложная. В регионе не предусмотрено отдельного ведомства для охраны памятников – этим занимается комитет по культуре. Однако в области много других ценных объектов, основную часть которых составляют дворянские усадьбы. В столь большом объеме работы комитет просто не успевает бороться за охранный статус для вокзалов.

Под серьезной угрозой находится здание на станции Мариенбург. В опасности и постройка на станции Тарховка. Предполагалось, что здешний вокзал раньше был церковью, которую перенесли на это место из поселка Лисий Нос. Но в КГИОП не нашли сходства между зданием в Тарховке и существовавшей когда-то часовней. Теперь для РЖД это всего лишь старая постройка в плохом состоянии, которую компания может на законных основаниях разрушить.

Снос дореволюционных вокзалов становится повсеместным явлением. Ежегодно несколько зданий с более чем столетней историей разбираются или подвергаются реконструкции и теряют изначальный облик. В первую очередь это касается построек из дерева. Большая часть вокзалов такого рода либо полностью заброшены, либо находятся в аварийном состоянии из-за отсутствия ухода.