Выбрать страницу

В пятницу, 1 июня, в Медиацентре правительства Петербурга состоялась пресс-конференция, посвящённая празднованию 72-годовщины прорыва морской минной блокады Ленинграда.

В 2018 году памятная дата отмечается уже 11 раз. Во вторник 5 июня, в полдень, на пристани на Средней Невке в ЦПКиО им. Кирова пройдет торжественный митинг и церемония возложения цветов к памятной стеле «Морякам тральщиков» и «Вахта памяти» — спуск на воду венка.

Открыла мероприятие Галина Колосова, заместитель председателя Комитета по социальной политике Петербурга. Она отметила, что для Петербурга 72-я годовщина прорыва минной блокады — это одна из самых ярких страниц военной истории. Эта дата внесена в Закон Санкт-Петербурга «О праздниках и днях памяти в Санкт-Петербурге». Галина Колосова отметила огромную заслугу тех, кто нес военную службу и поблагодарила ветеранов.

К сожалению, о великом подвиге тральщиков знают далеко не все в морской столице.

– Морская минная блокада Ленинграда – это часть общей блокады города во время Великой Отечественной войны. Есть три праздника, которые посвящены блокаде. Это 18 января – прорыв сухопутной блокады города, 27 января – освобождение от сухопутной блокады города и 5 июня – это прорыв морской блокады города. Если о первых двух праздниках город очень хорошо знает, а о снятии блокады знает почти весь мир, то 5 июня, прорыве морской минной блокады, город практически не знает. Об этой дате знают в основном те, кто связан с военно-морским флотом и судостроением. И в городе его отмечают только две общественные организации. К сожалению, ветеранов становится с каждым годом все меньше. И наступит такой год, когда праздновать будет некому, — отметил Анатолий Затчаев, председатель Совета Санкт-Петербургской региональной общественной организации «Союз ветеранов судостроения».

По его мнению, город должен относиться к прорыву минной блокады с тем же отношением, что и к прорыву сухопутной блокады. Необходимо проводить торжественные мероприятия. Петербург должен знать этот праздник.

О подвиге тральщиков ветераны рассказывают подрастающему поколению в различных образовательных, в том числе в морских учреждениях. Однако, в патриотическом воспитании не хватает «морского акцента». Юрий Митрофанов, заместитель председателя Адмиралтейского Координационного Совета общественных ветеранских организаций ВМФ, рассказал на пресс-конференции о желании создать «Морскую Юнармию».

–Идея наша, петербургская. Она нашла отклик в Морском Совете при Правительстве Санкт-Петербурга и они активно в этом участвуют. Почему у нас нет такого, ведь мы – морская столица. Полгода мы бьемся. Эта идея назрела давно. И все ее поддержали, — сказал в интервью «Сергиевским курантам» Юрий Митрофанов.

Об угасании ветеранов говорил участник боевого минного траления Михаил Петухов. Возраст и болезни дают о себе знать. Но обиднее, что о прорыве минной блокады не знают так, как, к примеру, о Куликовской битве, Бородинском сражении, битве на Курской дуге.

В ежегодной церемонии примут участие представители исполнительных органов государственной власти Петербурга, Законодательного Собрания Северной столицы, Ленинградской военно-морской базы, ветеранских и различных морских организаций. Церемония помогает сохранять память о подвиге тральщиков.

–Во время любых потрясений главными стратегическими объектами становятся объекты связи и транспортная инфраструктура. В годы Великой Отечественной на Ленинград выпали едва ли не самые суровые испытания. И связующие нити с большой землей были почти все разрушены из-за блокады. Восстановление шло с одной стороны молниеносно (возьмем, к примеру, факт стремительного появления Дороги Жизни), с другой же – мы до сих пор не восстановили все утраченное в борьбе с фашизмом. На этом фоне подвиги важны абсолютно все. Только одни подвиги имеют всемирную известность, а другие — более локальны. И вот подвигу советских тральщиков немного не повезло. Город имеет дату прорыва блокады – 18 января, день полного освобождения — 27 января. У нас помнят и трагический день – 8 сентября. Спросите прохожих про 5 июня, про тральщиков, про прорыв морской минной блокады. Я подозреваю, что процент знающих не будет большим. Но это не означает, что дата малозначительна. Ленинград всегда был морским портом. Он и возник с целью выхода России к морю. Заминированный фарватер лишал город одной из самых главных и исторических транспортных нитей, что ни много ни мало нарушало саму идею Петра I,- сказал Александр Урядов, заместитель директора по дополнительному образованию и молодежной политике Морского технического колледжа имени адмирала Д.Н. Сенявина.

После прорыва блокады города на суше в январе 1943 года Военный Совет Ленинградского фронта стал готовиться к решительному наступлению наших войск с целью полного освобождения Ленинграда от фашисткой блокады. Для продвижения на запад на морском направлении требовалось преодоление многочисленных морских минных полей противника, а большая часть кораблей тральщиков к этому времени погибла. Военный Совет в апреле 1943 года принял важное решение о строительстве на всех судостроительных заводах осажденного города малых минных тральщиков – «стотонников». Одновременно на Катерном заводе форсировалась постройка катерных тральщиков с деревянным корпусом типа «КМ». После снятия блокады Ленинграда в январе 1944 года и после выхода Финляндии из войны в сентябре того же года появилась возможность для проведения операции боевого траления по очистке Финского залива от мин, в которых по условиям соглашения о перемирии приняли участие и финские тральщики. Когда закончилась война, Финский залив оставался районом, закрытым для прохождения судов. Расчистка фарватера от мин началась осенью 1944 года.

– Петербург – это морской город, он был задуман Петром Великим в первую очередь для обеспечения выхода в море. Вся история нашего города неразрывно связана с судостроением и судоходством. Поэтому ситуация морской минной блокады – максимально неестественная для нас, даже в тот момент, когда блокада на суше уже была снята. Несмотря на все тяжелые последствия Великой Отечественной Войны, городу удалось за полтора года провести серьезные мероприятия по разминированию такого сложного фарватера, как Финский залив. Профессионализм людей, которые занимались этой кропотливой работой, заслуживает большого уважения, – говорит Надежда Тихонова, заместитель руководителя фракции «Справедливая Россия» в Законодательном Собрании Петербурга.