Выбрать страницу

С понедельника, 2 июля, по понедельник, 20 августа, в Мраморном дворце Русского музея будет проходить выставка португальского видеоарта «Создавая реальность», сообщает пресс-служба Комитета по культуре.

В проекте участвуют три художника – Антонио Олайо, Ана Рито и Хосе Масас де Карвалхо. Каждое видео – это попытка уловить процесс течения времени, передать ощущение длящегося времени, отразить и создать новую реальность. Помимо видео Антонио Олайо (род. 1963) работает с живописью и музыкой, Ана Рито (род. 1978) со скульптурой, Хосе Масас де Карвалхо (род. 1960) с фотографией. Смешение видов и жанров искусства является характерной чертой во всех представленных работах.

Антонио Олайо работает в жанре музыкального перформанса начиная с 1980-х годов. В своих видео, созданных вместе с музыкантом Жоаном Тоборда, он выступает в роли автора, актера и режиссера. Работа «Моя собственная Луна» (2009) снималась в одном из исторических залов Университета Коимбры (Португалия), профессором которого он является. Стены этого старинного зала XVI века украшают портреты деканов университета. Сам художник, в такой же академической мантии, исполняет песню о Луне, изображение которой присутствует на каждом портрете. Видео проникнуто иронией и, в то же время, уважением к университетским традициям.

Работы Аны Рито обращают зрителя к размышлениям о скульптуре как виде искусства, его прошлом и настоящем. В работе «Слово и призрак» (2015) женщина читает текст каменному изваянию. В фильме «Бюст» (2015) она превращается в статую под звуки голоса Жана Кокто, читающего свое стихотворение с тем же названием (запись 1929 года).

Видео Хосе Масаса де Карвалхо относится к проекту, посвященному памяти. Начиная с 2010 по 2014 год он работал над докторской диссертацией на тему «Архив и память», а первая выставка на эту тему состоялась в Коимбре в 2011 году. Фильм «Архив и демократия» (2017) снимался в Гонконге. На экране мелькают фигуры случайных прохожих: они танцуют, смеются, прогуливаются. Это филиппинские иммигранты, которые заполняют улицы города в свой выходной день – в воскресенье. Основная тема работы – противостояние двух миров: местного населения и иммигрантского сообщества. Художник использует здесь эффект документального кино, предоставляя зрителю собственный фотоархив.