Выбрать страницу

Петербург Достоевского. Долгие поездки с кинокамерой вдоль улиц и каналов, черно-белая эстетика, толпы людей, попавшие на большой экран благодаря длиннофокусному телеобъективу, в дополнение к этому фрагменты произведений и виды «неприбранного» города – так осенью 1966 года съемочная группа «Вестдойче Рундфунк» изобразила на экране город на Неве. Внук Достоевского показывал места, которые вполне могли быть местом действия одного из романов. Там же находился и Генрих Бёлль, автор сценария к фильму и один из любимейших немецких писателей в Советском Союзе, а также его сын Рене Бёлль, сообщает пресс-служба «Немецкого культурного центра имени Гёте в Санкт-Петербурге».

Показ пройдет в среду 17 октября в 19.00 на киностудии «Ленфильм». Кинопоказ длится 57 минут. Первая трансляция состоялась 15 мая 1969 года. Картина черно-белая, на русском и немецком языке с субтитрами.

В конце фильма, в кадре на фоне окна в контражуре появляется молодой поэт и будущий Нобелевский лауреат Иосиф Бродский. Он не печатался в Советском Союзе – здесь он впервые появляется на экране, в 1972 году он будет выслан из страны, лишен гражданства и до конца жизни не сможет вернуться в Россию.

Несмотря на меланхоличное настроение этот фильм похож на объяснение в любви. В юности Бёлль буквально «проглатывал» Достоевского, а для этого фильма, как он сам писал, прочел всего Достоевского еще раз.

Кажется, что Бёлля и Достоевского разделяют лишь время и география.