Выбрать страницу
Сегодня поведение соискателя на рынке труда мало чем отличается от поведения покупателя в магазине, и работодателю, желающему привлечь лучшие кадры, необходимо точно так же «продавать» свой бренд и всегда поддерживать контакт с кандидатом. На это указывают результаты масштабного исследования международного рекрутингового агентства Kelly Services, проведенного в июле-сентябре 2018 года. Согласно мнению более 14 000 участников опроса из 9 стран (более 2500 которых из России), при выборе работодателя кандидаты обращают внимание на количество этапов отбора, качество обратной связи, и подготовку рекрутера к интервью, сообщает пресс-служба агентства.
В исследовании приняли участие 14 000 респондентов из России, Великобритании, Франции, Швейцарии, Польши, Ирландии, Италии, Португалии и Германии, с различным уровнем образования и занимаемой должности.
Поиск работы
Несмотря на то, что последний опыт поиска работы большинство кандидатов из России в целом оценили как хороший (44%) или даже отличный (24%), достаточно высок процент тех, кто остался недоволен процессом — таких оказалось 12%. 18% российских респондентов подтверждают, что в процессе отклика на вакансию их мнение о работодателе изменилось в худшую сторону — еще более придирчивыми оказались разве что кандидаты из Польши (22% поменяли мнение о работодателе не в его пользу), а вот в других странах Европы этот процент значительно ниже. Напротив, до 33% респондентов из Европы в процессе рассмотрения вакансии изменяли мнение о работодателе в лучшую сторону, в России соискатели значительно строже: улучшили мнение о работодателе всего 18% (меньше только в Италии — 11%).
Топ-3 факторов, которые больше всего разочаровывают соискателей в процессе прохождения отбора – это отсутствие обратной связи по результатам интервью (на это жалуются более половины россиян — 59% и еще больше в других странах), слишком много этапов отбора (38%) и ощущение, что сам кандидат и его опыт был недооценен рекрутером (27%). Соискателей раздражает плохая подготовка консультанта к интервью – это отмечают 24% респондентов, и большие временные затраты на дорогу до места проведения собеседования (21%).
Сколько этапов отбора соискатели считают приемлемым? В среднем по России и Европе — не более 3х этапов. В России 42% считают, что процесс отбора должен состоять только из отклика и интервью, 38% — из отклика, интервью и центра оценки. Только 18% россиян готовы пройти 4 этапа ради новой работы.
– Кандидаты сегодня выбирают работодателя точно так же, как товар в супермаркете. Востребованный кандидат видит массу объявлений о работе в интернете и что-то должно заставить его остановиться, привлечь его внимание к определенной вакансии в определенной компании. Если же процесс отклика и прохождения интервью станет сложнее и длиннее чем у конкурентов, то лучший кандидат уйдет к ним, усилив их позиции. Любой кандидат, так или иначе коснувшийся Вашей компании, может стать агентом негативного влияния на рынке, если рекрутер не учел важные для кандидата критерии оценки компании, выявленные в нашем исследовании, –  комментирует генеральный директор Kelly Services CIS Екатерина Горохова.
Трансформация условий труда
Исследование  Kelly Services продемонстрировало, что Россия активно поддерживает мировой тренд на гибкие условия труда. Почти половина (45%) россиян подтвердили, что они имеют возможность работать дистанционно на текущем месте работы. По этому показателю Россия уступает лидерство только Польше, зато в разы обгоняет, например, Францию, Ирландию, Португалию. 45% россиян уверены, что у них есть все необходимые инструменты и технологии для эффективного выполнения рабочих задач на дому.
Несмотря на высокий процент сотрудников, работающих удаленно, российские работодатели оказались не особо лояльны к таким сотрудникам. Только 14% респондентов из России подтверждают, что их работодатель активно поощряет сотрудников к работе из дома, в то время как во Франции этот процент составил 30%, в Германии – 29%, в Швейцарии – 28%. 61% респондентов из России также признались, что работа из дома не поощряется корпоративной культурой компании.
– Крупные компании постепенно переходят на формат удаленной работы для части сотрудников. И пусть пока этот тренд распространился в основном на Москву и Санкт-Петербург, он будет распространяться и на другие города. Этому способствует множество факторов: развитие возможностей качественной удаленной коммуникации (скайп, мессенджеры, системы контроля работы), а также возможности сокращения расходов на арендную плату и расходов на оборудование рабочего места. Уже сегодня мы видим, что многие сотрудники готовы пожертвовать частью своего дохода, чтобы иметь возможность работать удаленно, потому что они хорошо понимают, что экономят свое время и деньги на эксплуатации автомобиля, общественном транспорте, одежде, обедах, кофе и других дополнительных расходах, – комментирует генеральный директор Kelly Services CIS Екатерина Горохова.
32% респондентов отмечают, что в их компании к людям, работающим из дома, относятся точно так же, как к остальным сотрудникам, и 36% с этим категорически не согласны.
Отмечая главные  преимущества работы из дома, респонденты особенно выделяют экономию времени на дорогу до офиса и обратно (70%) и возможность более гибко управлять рабочим временем (69%). А вот work-life balance как преимущество работы из дома россияне отмечают гораздо реже европейских коллег: этот фактор выделили только 39% респондентов из России, тогда как, например, в Италии — 65%, Великобритании — 61%.
Среди плюсов офисной работы российские соискатели чаще всего выбирали простоту и удобство коммуникации с коллегами (70%), возможность разделить работу и личную жизнь (38%), которая зачастую отсутствует при работе из дома, и более высокую эффективность работы (32%).
Баланс работы и личной жизни
Тренд на сохранение work-life balance также заметен во всех странах Европы. В России 61% Россиян утверждают, что им удается сохранять баланс между работой и личной жизнью. Лидерами по этому показателю стали Франция (71% успешно соблюдают work-life balance),  Польша (68%) и Португалия (68%).
Всего 17% Россиян готовы пожертвовать личной жизнью ради карьеры, 66% ни за что на это не согласятся.  Самый высокий процент карьеристов оказался в Германии – там готовы поставить на карту личное счастье ради работы 28% респондентов.
Многие соискатели задумываются о том, правильно ли отдавать все силы работе. Так, например, 24% россиян признались, что очень часто задумываются о том, что тратят слишком много времени на работу. 9% и вовсе думают об этом постоянно, 17% задумываются иногда.