Выбрать страницу

На улице Шкапина ведётся снос депо для омнибус-моторов — прародителей современных автобусов, сообщает пресс-служба Санкт-Петербургского отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры.

В настоящий момент здание снесено почти полностью, до уровня окон цокольного этажа, сохранился только торцевой фрагмент. Снос ведёт РЖД.

Омнибусы — первый городской общественный транспорт — представляли собой запряжённую лошадьми карету на 10-16 человек. В 1907 г. инженер-технолог Б.А.Иванов запустил первый в Петербурге омнибус-мотор с двигателем, без лошадей. В 1908 г. на Везенбергской улице (ныне ул. Шкапина) по его проекту были построены гараж и мастерские «Санкт-Петербургского товарищества автомобильно-омнибусного сообщения». Место за Балтийским вокзалом для строительства было выбрано неслучайно: первый маршрут омнибус-моторов связал Александровский сад у Адмиралтейства с Варшавским и Балтийским вокзалами.

В 2017 г. журналист Дмитрий Ратников подавал заявление на выявление ценного здания. Описывая его историческую значимость, заявитель настаивал на включении гаража и мастерских в реестр выявленных объектов культурного наследия, однако КГИОП ценности не увидел и отказал в присвоении зданию охранного статуса.

С января 2017 г. на земельный участок, на котором расположено депо, распространяется действие зоны ОЗРЗ-2, который запрещает снос исторических зданий, однако и это не помогло спасти ценный объект от варварского демонтажа. О внезапно начавшемся сносе активисты узнали от очевидцев.

Снос бесхозных ценных объектов последние несколько лет стал визитной карточтой РЖД. Структурами ОАО РЖД ведётся демонтаж исторических железнодорожных объектов по всей России, за минувший год в Санкт-Петербурге предположительно по заказу ОАО РЖД был снесён деревянный вокзал станции «Волковская» и старинное здание возле возле станции «Проспект Славы», дом переездного сторожа на перегоне Шувалово-Озерки.