Выбрать страницу

В Европе формат креативных пространств может рассматриваться лишь в качестве временной маркетинговой функции популяризации места, пока ей не найдется более эффективного применения. Креативные пространства Петербурга идет по другому пути. Формат креативного пространства не является временным – собственники продолжают развивать свои проекты без изменения назначения. Как правило, якорными арендаторами являются предприятия общепита и представители ритейла, которые занимают помещения на первых этажах зданий, сообщает пресс-служба компании IPG.Estate.

 

Основными препятствиями для роста креативных площадок в городе на Неве аналитики считают:

-недостаток финансирования

-нестабильный пул арендаторов (стартапы, творческие студии и т.д.), что не дает гарантий постоянного и стабильного арендного потока)

-негарантированный рост капитализации

Доходность креативных пространств напрямую зависит от лояльности и платежеспособности пула арендаторов. Некоторые проекты Петербурга столкнулись с трудностями, связанными с большой концентрацией мелких творческих резидентов, которые не способны стабильно генерировать доход для арендодателя. Хотя последнее время наблюдалось увеличение количества  креативных пространств, развивается тенденция их закрытия из-аз проблем с документацией и конфликтов с собственником.

В Петербурге закрылись такие пространства как: «Тайга», «Четверть II», «HelloHostel», «Четверть I», «HyperSpace», «Море», «Salon» и «Миракл».

 

Проекты креативных пространств активно выводятся на территориях бывших промышленных зон, как правило, в объектах, где невозможен классический девелопмент на текущий момент:

·         «Ткачи» – реконструированное здание бывшей прядильно-ткацкой фабрики им. Петра Анисимова

·         «АртМуза» – территория бывшего завода музыкальных инструментов «Муздеталь»

·         ARTPLAY – здание бывшего Центрального конструкторского бюро машиностроения

·         «Порт Севкабель» — историческая территория завода «Севкабель».

Снос здания и смена функционала экономически нерентабельны для собственника. При возникновении сложностей для переформатирования объекта под деловые или торговые функции, собственник идет путем формирования «креативной» концепции. При минимальном объеме инвестиций возможно повысить капитализацию объекта.

Основные предпосылки организации арт-кластеров в Санкт-Петербурге:

·         Градостроительные ограничения по использованию зданий;

·         Финансовые ограничения инвестора для переформатирования объекта;

·         Объем инвестиций в снос текущего здания и реализацию нового проекта гораздо больше, чем в переформатирование объекта под функции креативного пространства.

Основные функции креативных пространств

·         Создание инновационной среды;

·         Благоустройство депрессивных городских территорий;

·         Повышение туристической привлекательности города;

·         Развитие рынка идей для стартапов.

Ротация арендаторов

Как правило, в креативных пространствах ротация арендаторов высокая и напрямую коррелирует с площадью занимаемого помещения. Чем меньше площадь помещения, тем выше ротация. Однако, это незначительно влияет на потоки доходов собственника, поскольку часто меняющиеся арендаторы – небольшие организации и не являются якорными арендаторами. Освободившиеся помещения не пустуют, а моментально занимаются другими организациями.

В Санкт-Петербурге первые кластеры появились в 2007 году.

За последние 5 лет на территориях серого пояса число креативных кластеров увеличилось в 7 раз.

Лофт-проект «Этажи» – первое креативное пространство северной столицы, которое появилось в 2007 году на территории здания «Смольнинского хлебозавода».

В марте 2018 года Петербургский парламент принял закон, по которому компании, занимающимся креативной деятельностью, могут получить льготы на аренду помещений.

На настоящий момент рассматривается возможность создания Фонда креативных пространств общей площадью 20 тыс. кв. м.

На сегодняшний день в Санкт-Петербурге более 30 креативных пространств, общей площадью более 100 000 кв.м. Центральный и Василеостровский районы – зоны концентрации креативных пространств.