Выбрать страницу
30 января 1872 года в Петербурге, в Лесном, родился Глеб Евгеньевич Котельников, артист театра и изобретатель ранцевого парашюта.
Известно, что первые в России международные авиационные соревнования прошли в Удельном парке в мае 1910 года. Уже осенью того же года закончилось строительство нового Комендантского аэродрома. Открытие приурочили к первому Всероссийскому празднику воздухоплавания. Во время значительного радостного мероприятия случилась трагедия. Разбился летчик – капитан морского флота Л.М. Мациевич. Это глубоко затронуло Г.Е. Котельникова, который присутствовал на авиапразднике. Он приступил к разработке спасательного устройства для лётчиков – парашюта.
По данным Российского военно-исторического общества, отец Г.Е. Котельникова был профессором механики и высшей математики и увлекался театром. После школы Котельников окончил военное училище, отслужил в армии три года обязательной службы и ушел в запас. Гражданскую службу начал  акцизным чиновником в провинции. В свободное время играл в драматических кружках, продолжал моделирование и конструирование. В 1910 году он вернулся в Санкт-Петербург и стал актером народного театра. В это же время страну захватил интерес к развивающейся авиации. Глеб Евгеньевич Котельников придумал новое средство спасения, которое со временем стало популярным во всем мире. Он заменил тяжелый лен легким шелком и вшил в край парашюта тонкий эластичный трос, стропы разделил на две части, что позволило управлять приспособлением.
Парашют должен был находиться на летчике и быть в постоянной готовности к безотказному использованию. 10 месяцев трудился Котельников над разработкой, и в результате получился парашют РК-1 («русский, Котельников, модель № 1»). Испытания начались в июне 1912 года и прошли успешно.
Первый парашют был круглой формы, легко укладывался в металлический заплечный ранец. Раскрывался парашют с помощью вытяжного кольца. После первых успешных испытаний Котельников обратился в военное министерство с предложением укомплектовать приспособлением военную авиацию. Парашют всем понравился, но был отклонен «за ненадобностью». В 1923 году Глеб Евгеньевич создал полужесткий ранцевый парашют – РК-2, а позднее появился РК-3 с мягким ранцем.
В дальнейшем изобретателем был создан грузовой, а также коллективный парашют, который предполагалось использовать при спасении пассажиров при авариях гражданских самолетов. В 1926 году Котельников передал все свои изобретения советскому правительству. 22 ноября 1944 года Глеб Евгеньевич умер. Его похоронили на Новодевичьем кладбище.
В 1949 году в деревне Салюзи возле Гатчины, при въезде, был открыт памятный знак с изображением парашюта. Деревня впоследствии получила название Котельниково. Именно здесь прошли испытания созданного Котельниковым парашюта.