Выбрать страницу

Путь к обретению Русской православной церковью независимости не был лёгок и занял целых шесть столетий с момента крещения Руси в X веке.

В 1589 году первым патриархом Московским и всея Руси стал митрополит Иов.

С этого дня Русская православная церковь обретает независимость от Царьграда (Константинополя) и укрепляет самостоятельность, став, как написал об этом в своём труде «История русской церкви» митрополит Московский и Коломенский Макарий: «главною представительницею и единственною охранительницею и защитницею православия во всём мире».

Ещё в XV веке русской митрополии было даровано право самостоятельно избирать первосвятителей: их назначали на родной земле и священнослужителям более не требовалось совершать путешествия в Царьград.

Причиной для «послабления» явилось распространение магометанства на территории павшей в 1453 Византийской империи и сложная ситуация внутри покорённой страны. В условиях, когда христианские земли вошли в состав Османской империи, а Патриарх Константинопольский был вынужден повиноваться воле султана, греческие священнослужители сами искали расположения русских царей и князей.

Важно отметить, что султан Мехмед II, вошедший в историю как Завоеватель, был чужд религиозного фанатизма и относился к христианской вере с почтением и уважением: он запретил насильственное обращение греков, переделку храмов в мечети, изъятие церковного имущества, освободил местное духовенство от податей и сохранил за ним исключительные права и привилегии, подчинив, однако, законам Османского государства. В дальнейшем,  Мехмед II сам же неоднократно нарушал свои постановления. Ему вторила турецкая администрация, творившая произвол на местах и унижавшая греков, оказавшихся в бесправном положении.

Окончательно права христиан были попраны следующим султаном – Мурадом III, повелевшим все храмы сделать мечетями. Вселенский патриарх Иеремия II воспротивился воле султана, который заключил его сперва в тюрьму, а после – сослал на остров Родос.

Одним из главных сторонников независимости русской церкви оказался царь Фёдор Иванович, который заручился поддержкой патриарха Антиохийского Иоакима, выступившего посредником в переговорах между Москвой и Царьградом, а также главами поместных церквей. Фёдор Иванович искренне считал, что предстоятель Царьграда Иеремия II должен возглавить и русский православный престол.

Однако прибывший на Русь Вселенский патриарх отказался от царского предложения. Он сказал, что приехал лишь с тем, чтобы учредить на Руси патриаршество, что обычаи и язык русского народа ему известны мало, что стать патриархом Московским и всея Руси без согласия Восточных патриархов он не может.

В итоге, 2 февраля 1589 года в Успенском соборе Кремля, в Похвальском пределе избрали трёх кандидатов на патриарший престол: митрополита Московского Иова, архиепископа Новгородского Александра и архиепископа Ростовского Варлаама.

После того, как все трое были представлены царю, его окончательный выбор пал на Иова.

Спустя три дня он был интронизирован при многочисленном стечении народа. Литургию возглавил сам Иеремия II: он вручил патриарху посох, а царь возложил на Иова клобук и панагию.

Была также составлена Уложенная грамота, подтверждающая статус Иова и правомочия московского патриархата. Соборы 1590 и 1593 годов утвердили патриаршие права Иова и всех его преемников на все времена.