Выбрать страницу

Дайджест новостей по материалам Комитета по культуре. 

14 марта, четверг 

11.00 Начало работы выставки «Сергей Барковский. Творческий портрет» (Санкт-Петербургская государственная театральная библиотека — ул. Зодчего Росси, 2).

С 14 марта по 22 апреля 2019 года в Санкт-Петербургской государственной театральной библиотеке пройдет выставка «Сергей Барковский. Творческий портрет», посвященная творчеству российского актера театра и кино, заслуженного артиста РФ.

Санкт-Петербургскую государственную театральную библиотеку и Сергея Дмитриевича связывают 25-летний читательский стаж и тесные дружеские отношения. А для многих петербургских зрителей с именем Сергея Барковского во многом связано само понятие «Театральный Петербург».

В 1992 году Сергей Дмитриевич с отличием окончил Ленинградский государственный институт театра, музыки и кинематографии им. Н. К. Черкасова (ЛГИТМиК) по специальности «Режиссура и актерское мастерство» (курс профессора М. В. Сулимова), после чего был принят в состав труппы Санкт-Петербургского Молодежного театра на Фонтанке, где служит по настоящее время.

Значительную часть экспозиции «Сергей Барковский. Творческий портрет» занимают работы известного театрального фотографа Юлии Кудряшовой. Благодаря ее мастерству зрители смогут погрузиться в прекрасный мир образов, созданных Сергеем Дмитриевичем на театральной сцене. В экспозиции будут представлены работы артиста не только в Молодежном театре на Фонтанке, но и иных петербургских театрах: «Русской антрепризе» им. Андрея Миронова, Государственном Пушкинском театральном центре Санкт-Петербурга и многих других.

Дополнительными штрихами к портрету Сергея Барковского станут его фотографии, сделанные Юлией Кудряшовой за пределами театрального пространства.

 

11.00 Ежегодная научная конференция «Депо манускриптов» (Главное здание Российской национальной библиотеки — Садовая ул., 18). 

Конференция знакомит с результатами новейших исследований в области рукописной книжности и последними приобретениями. С докладами выступят сотрудники Отдела рукописей.

В 2018 году в отдел поступило 63 документа. Среди них – документы поэта и переводчика Михаила Лозинского, музыковеда и педагога Михаила Друскина, концертные программы и афиши 1920-х годов, Часослов XVII века, а также рукопись епископа Калужского Феофилакта. Сегодня фонды Отдела рукописей насчитывают 437 384 манускрипта от древних египетских папирусов до автографов наших современников.

Один из докладов впервые вводит в научный оборот материалы об одной из самых загадочных фигур в истории русской словесности конца XVII века, историке и проповеднике Тимофее Петрове (Каменевиче-Рвовском), иеродиаконе Афанасьевского Холопьего монастыря на Мологе (территория, ныне затопленная Рыбинским водохранилищем).

Особый интерес представляет исследование, посвященное комплексу грамот ярких представителей знати Русского государства XVII – начала XVIII вв. князей Ромодановских. Материалы дают ценные сведения не только об истории и генеалогии рода Ромодановских, но и обо всей правящей элите этого периода.

В рамках доклада, посвященного путешественнику Аврааму Норову, будет представлен обзор документов из его архива и рассказано о взаимодействии духовных и светских институтов российской империи в Палестине в XIX столетии.

Сообщение «Иконография водных существ в древнерусской миниатюре» представит основные средневековые литературные произведения, под влиянием которых видоизменялись изображения в древнерусских рукописях XIV – XVIII вв.

Завершит конференцию Отдела рукописей сообщение ведущих специалистов Федерального центра консервации библиотечных фондов о работах по реставрации и хранению рукописей.

Вход свободный.

 

18.00 Открытие выставки Юрия Медведева «Раздумины» (Музей искусства Санкт-Петербурга XX-XXI веков – наб. канала Грибоедова, 103).

 Творчество Юрия Медведева (р. 1939), художника петербургского андеграунда, участника легендарной выставки неофициального искусства в ДК Невский (1975), носит остросоциальный характер и касается актуальных реалий жизни большого города.

Представленные на выставке произведения 1990-2000-х годов продолжают и развивают устоявшиеся уже к 1980-м годам тематические серии. Все они так или иначе проводят мысль о низведении личности до уровня анекдотичного, хорошо узнаваемого персонажа, существующего в нечеловеческих условиях «спрессованного» быта коммуналок, вынужденного соседства где бы то ни было: от трагических больничных палат до пешеходных переходов. Медведев жалеет человека, обреченного на бесконечную борьбу за жизненное пространство. Он сочувствует своим героям, несмотря ни на что наполненным витальной энергией, позволяющей остро чувствовать боль, страх, радость и страсть. Органичны и не нуждаются в снисхождении и оправдании лишь персонажи «азиатского» цикла. Восточный быт ритуален, его суета певуча, и от века к веку практически неизменна.

Для передачи своего мироощущения художник использует прием гротеска, насыщая причудливые композиционные построения яркими, контрастными цветами.

Экспозиция включает около 100 живописных и графических произведений, создававшихся на протяжении пятидесяти лет.

Произведения Юрия Медведева хранятся в Государственном Русском музее, Музее искусства Санкт-Петербурга XX-XXI веков, Музее нонконформистского искусства, Литературно-мемориальном музее Ф.М. Достоевского, Государственном музее городской скульптуры (Санкт-Петербург), Выборгском объединенном музее-заповеднике, Тамбовском областном краеведческом музее, Тульском областном краеведческом музее, Мордовском республиканском музее изобразительных искусств им. С.Д. Эрьзи (Саранск), Музее Зиммерли Университета Ратгерс (Нью-Брансвик, США), а также в частных собраниях в России и за рубежом.

Выставка открыта для посетителей с 15 марта по 7 апреля 2019 года.

 15 марта, пятница

12.00 Открытие выставки «Образ русского солдата в произведениях Адольфа Гебенса. К 200-летию со дня рождения художника» (Военно-исторический музей артиллерии, инженерных войск и войск связи – Александровский парк, 7).

На новой выставке будут впервые представлены работы известного художника-баталиста середины XIX века Адольфа Гебенса. Его произведения – это своего рода экскурсия в повседневную жизнь русской армии на стыке двух царствований: Николая I и Александра II.

Раннее творчество Гебенса отличает его внимание к особенностям военного быта. Однако в историю изобразительного искусства Адольф Гебенс вошел благодаря тщательной проработке различных элементов военного мундира, позволяющей ставить его полотна в ранг исторического источника. На протяжении многих лет картины художника рассматривались как настоящие «учебные пособия». Созданные в «дофотографическую» эпоху они до мельчайших штрихов передают все детали обмундирования. Не менее ценным является и тот факт, что солдаты и офицеры на его картинах имеют абсолютное портретное сходство, вследствие чего до нас дошли подлинные изображения и имена русских солдат, офицеров и генералов того времени.

Картины Адольфа Гебенса были очень популярны и висели во многих императорских и великокняжеских резиденциях. Многие полотна становились частью коллекций полковых музеев, откуда в советское время поступили в фонды Военно-исторического музея артиллерии, инженерных войск и войск связи. В настоящее время здесь хранится наиболее полное собрание живописи этого художника.

 

16.00 «Комический аспект в романе Ф.М. Достоевского «Идиот»» — лекция профессора Джона Гивенса (Университет Рочестера, США) (Литературно-мемориальный музей Ф. М. Достоевского – Кузнечный пер., 5/2).

 Материалом лекции служит столкновение трагического и комического в романе Ф. М. Достоевского «Идиот». Несмотря на трагический тон романа и тяжелые психологические конфликты, переживаемые его героями, глубоко спрятанный в структуре романа комический аспект оказывается наиболее существенным в процессе интерпретации финала романа и ключом к метафоре победы христианской любви. Наделенный чертами Христа главный герой, князь Мышкин, выступает как носитель агапэ. Автор предлагает новую интерпретацию финала романа, где Мышкин уподоблен Христу в кенотическом акте самоуничижения при утешении убийцы Настасьи Филипповны, Рогожина. Мышкин одерживает победу над трагедией убийства ценой собственного рассудка. Комическое в его образе прослеживается с одной стороны, в неоднозначности его действий в глазах окружающих, а, с другой, противоположной — в соответствии этих же действий поведению комических святочных героев. Показывается, что христианский подвиг Мышкина дает ростки в душах окружавшей его молодежи и превращает заключение, финал романа, в вариант новой комедии со свадебным сюжетом.

Джон Гивенс — профессор русской литературы, заведующий кафедрой иностранных языков и культур Университета г. Рочестер, США. Его книга «Блудный сын: Василий Шукшин в советской/русской культуре» является единственным англоязычным исследованием этого крупного писателя, актера и режиссера. Совместно с Лорой Майкл, Джон Гивенс также перевел на английский язык сборник рассказов В. Шукшина Stories from a Siberian Village. Его вторая книга «Образ Христа в русской литературе», часть которой представлена в лекции, посвящена творчеству четырех авторов, создавших наиболее яркие образы Христа в русской литературе: Федору Достоевскому, Льву Толстому — в XIX веке, Михаилу Булгакову и Борису Пастернаку — в XX веке. В настоящее время Джон Гивенс работает над проблемами христианских ценностей в современной российской кинематографии. С 1999 по 2016 Джон Гивенс был редактором Russian Studies in Literature — ежеквартального журнала переводов российских литературных статей.

Лекция пройдет на русском языке.

Вход по регистрации (бесплатный): https://dostoevskymuseum.timepad.ru/event/920792/

 

19.00 Гастроли Московского драматического театра «Модерн». Показ спектакля «На дне» в постановке Юрия Грымова (Театр «На Литейном» – Литейный пр., 51).

 Руководитель театра и режиссер Юрий Грымов оставил текст пьесы «На дне» полностью авторским, а героев перенес из мрачной дореволюционной нищей ночлежки в роскошные особняки самого дорого района современной столицы. Спектакль дополнен целой палитрой любимой всеми культовой музыки.

– Почему именно Горький? Прислушайтесь, о чем говорят его герои, и вы поймете почему: они задают друг другу и себе те же вопросы, которые мучают нас с вами. Как жить? Надо ли бороться с окружающей действительностью или лучше примириться с ней? На что надеяться, когда жизнь, кажется, бросает нас на самое дно? Герои Горького – почти библейские архетипы, их отношения легко узнаваемы, они многократно повторяются в жизни каждого из нас, – говорит режиссер-постановщик спектакля Юрий Грымов.

В постановке заняты: заслуженный артист России Владимир Левашев, Надежда Меньшова, Алексей Багдасаров, Алексей Баранов, Виктор Потапешкин, Виктория Лукина, Мария Орлова и другие.

  

19.00 Третий концерт абонемента «Музыкальное путешествие с Фабио Мастранджело. Польша» (Санкт-Петербургский театр «Мюзик-Холл» — Александровский парк, 4).

 В новом сезоне Фабио Мастранджело и оркестр театра «Мюзик-Холл» «Северная Симфония» продолжают музыкальные путешествия по разным странам мира.

Третий концерт абонемента «Музыкальное путешествие с Фабио Мастранджело» посвящен Польше. Самый известный и популярный композитор этой страны Фредерик Шопен. Как заверяют организаторы, редко кому удается исполнить в одной программе два фортепианных концерта Шопена, но 18-летний солист Санкт-Петербургского Дома музыки, лауреат международных конкурсов Илья Папоян справится с этой сложной задачей. А помогут ему симфонический оркестр «Северная Симфония» и маэстро Фабио Мастранджело.

 

19.00 «Другой формат» – литературно-юмористическая программа Андрея Норкина (Санкт-Петербургская академическая филармония им. Д. Д. Шостаковича, Малый зал им. М. И. Глинки – Невский пр., 30).

 Публику ждет встреча с известным теле- и радиоведущим, победителем национального телевизионного конкурса «ТЭФИ» и обладателем престижных профессиональных наград Андреем Норкиным. С недавнего времени он с большим успехом выступает с литературно-юмористической концертной программой «Другой формат», в которую входят классические и малоизвестные произведения мастеров юмористического жанра: Григория Горина, Александра Иванова, Аркадия Бухова, Даниила Хармса, Фазиля Искандера, Аркадия Хайта, Александра Вулыха.

 

Начальное фото: http://szfo.rossiya.media