Выбрать страницу

Выставка будет посвящена 200-летию со Дня Рождения художника и будет называться «Образ русского солдата». Открытие состоится 15 марта в 12:00, сообщает пресс-служба музея.

Работы художника являются исторической экскурсией в повседневную жизнь русской армии на стыке двух царствований: Николая I и Александра II. На выставке будет представлено более 70 произведений живописи и графики художника из коллекции Артиллерийского музея.

Картины Адольфа Гебенса пользовались большой популярностью и висели во многих императорских и великокняжеских резиденциях. Они украшали стены Зимнего дворца и размещались в частности в детской сыновей Николая I, показывались в Романовской галерее в Малом Эрмитаже, гардеробной и кабинете императора Александра II, в кабинете Николая I в Александровском дворце Царского Села.  Полковые музеи также часто приобретали произведения Гебенса, а в советское время оттуда попали в фонды Военно-исторического музея артиллерии, инженерных войск и войск связи, где и по сей день хранится наиболее полное собрание живописи этого художника.  Всего в России им было создано около 140 картин.

Будущий художник родился в немецком городке Эльбине 19 марта 1819 года.  Он учился живописи в Берлинской академии искусств, несколько месяцев брал уроки в Париже, потом перебрался на стажировку в Италию, после чего два года жил и работал в Данциге. В Россию он прибыл в 1844 году. К этому времени он уже был известен в определённых кругах и имел хорошие рекомендации, благодаря которым и получил работу при императорском дворе сразу по прибытии в Петербург. Он писал портреты многих известных лиц: графа и графини Строгановых, министра внутренних дел Ланского, генерал-адъютанта Огарева, императора Николая I, императора Александра II.

В 1851 году он создал достаточно необычную работу с названием «Его Императорское Величество со свитой и изображения всех полков гвардии». Это было одиннадцать картин, объединенных одной овальной рамой.  Гебенс придал портретное сходство не только самому императору и свитским генералам, но и всем изображенным на полотне полковым солдатам и офицерам. Впоследствии именно это стало отличительной особенностью его творчества. Он уделял огромное внимание форме, знакам различия, наградам, проявлениям субординации и чинопочитания. Несмотря на то, что в историю изобразительного искусства Адольф Гебенс вошел благодаря тщательной проработке различных элементов военного мундира, позволяющей отнести его работы в разряд исторического источника, он занял достойное место в ряду художников-баталистов еще и как бытописатель, вернее, «бытохудожник» русской армии. Его работы наполнены интересом к военному быту и ярко, красочно повествуют нам о нём, не забывая и о малейших деталях.