Выбрать страницу

Дайджест петербургских новостей по материалам Комитета по культуре. 

18 марта, понедельник 

11.00 XX международный Брянцевский фестиваль детских театральных коллективов (ТЮЗ им. А. А. Брянцева – Пионерская пл., 1).

С 18 по 22 марта 2019 года в ТЮЗе им. А. А. Брянцева пройдет XX юбилейный международный Брянцевский фестиваль детских театральных коллективов.

Впервые фестиваль прошел в 2000 году, с тех пор в нем приняли участие тысячи ребят из России и других стран. На сегодняшний день это самый крупный детский фестиваль во всем Северо-Западном регионе, который позволяет руководителям театральных коллективов увидеть спектакли своих коллег, обменяться опытом и повысить свой профессиональный уровень, а ребятам-участникам – показать результаты своего творчества на широкую благожелательную аудиторию. Помимо насыщенной театральной программы, в которой представлены все жанры сценического искусства, в рамках фестиваля проводятся мастер-классы для юных артистов, обсуждения спектаклей с профессиональными деятелями театра, семинары для педагогов и режиссеров, встречи с известными артистами.

В течение четырех фестивальных дней на Малой сцене ТЮЗа им. А. А. Брянцева пройдут показы более двадцати постановок детских театральных коллективов из разных городов России и стран зарубежья. В 2019 году в оргкомитет фестиваля поступило около двухсот заявок. Члены жюри во главе с народным артистом России Николаем Ивановым выбрали лучшие спектакли школьных театров, детских домов культуры, подростковых театральных центров, которые и составят фестивальную программу. На сцену выйдут юные артисты из Санкт-Петербурга, Москвы, Тюмени, Сургута, Мурманска, Новосибирска, Екатеринбурга, Нарвы (Эстония), Резекне (Латвия), Хельсинки (Финляндия) и села Новопавловка (Кыргызская республика). Лучшие из лучших — лауреаты фестиваля — будут награждены на торжественном Гала-концерте 22 марта на Большой сцене ТЮЗа.

11.30 Торжественное открытие IX Открытого фестиваля современной музыки композиторов Санкт-Петербурга «Музыка над Невой» (Концертный зал Детской школы искусств Красносельского района — ул. 2-я Комсомольская, 7/2).

Фестиваль проводится раз в два года, начиная с 2003 года. Учредители и организаторы фестиваля: Администрация Красносельского района Санкт-Петербурга, Союз композиторов Санкт-Петербурга, Детская школа искусств Красносельского района.

Основная задача фестиваля – выявление и поддержка юных талантов, обмен педагогическим опытом преподавателей ДШИ/ДМШ, а также знакомство с современной музыкой композиторов Санкт-Петербурга.

Фестиваль проводится по следующим номинациям: фортепиано, ансамбли (фортепианные, камерные, инструментальные, вокальные), вокал, конкурс творческих работ по музыкальной литературе «Музыкальный Петербург вчера, сегодня, завтра…».

В работе жюри фестиваля примут участие: профессоры Санкт-Петербургской консерватории Зайчик Л. М., Урываев С. А., Скафтымова Л. А., доценты Санкт-Петербургских высших учебных заведений Лихоманова Н. А., артистка театра «Санктъ-Петербургъ Опера» Сиверина Е. Г., заслуженная артистка РФ Яскунова Е. Я., преподаватели Музыкального училища им. М. П. Мусоргского Тырин Л. Н. и Шаркова Е. М., методисты Учебно-методического центра развития образования в сфере культуры и искусства Санкт-Петербурга Грибанова Е. Л. и Тарановская Т. В.

Участие в конкурсе бесплатное.

Торжественное открытие фестиваля состоится 18 марта в концертном зале Детской школы искусств Красносельского района. С 19 по 21 марта пройдут прослушивания участников. 23 марта в 17.00 в концертном зале Дома композиторов (ул. Большая Морская, 45) состоится закрытие фестиваля, награждение и гала-концерт победителей.

 19.00 Показ спектакля «На дне» в постановке пермского театра «У Моста» (Санкт-Петербургский театр «Мастерская» — Народная ул., 1).

Режиссура и сценография: Сергей Федотов.

В постановке театра «У Моста» социальная драма «На дне» не потеряла своей злободневности и остроты. Режиссеру удалось не упустить ни единого штриха, найти и выразить человеческое в каждом герое пьесы, показав всю глубину его падения на самое «дно». Первое потрясение от спектакля «У Моста» – это та самая ночлежка прошлого века, воспроизведенная Сергеем Федотовым с присущей ему тщательностью проработки мельчайших деталей. На сцене словно оживают старинные фотографии. Актеры не играют – они действительно живут на сцене, даже не живут, они священнодействуют, вовлекая зрителя в свое магическое пространство. Спектакль покоряет смелыми контрастами, экспрессией, и, несмотря ни на что, вызывает светлые чувства. Ведь эти забытые Богом «бывшие люди» также верят в свою звезду, также балагурят, веселятся и радуются любой возможности счастья.

 20.00 Концерт Санкт-Петербургского государственного академического симфонического оркестра к 175-летию со дня рождения Н. А. Римского-Корсакова (Большой зал Санкт-Петербургской академической филармонии им. Д. Д. Шостаковича – Михайловская ул., 2).

18 марта исполняется 175 лет со дня рождения Н. А. Римского-Корсакова. Петербургские музыканты отмечают эту знаменательную дату монографическим концертом в Большом зале филармонии. За пультом СПб ГАСО – Александр Титов.

В юбилейном концерте наряду с сочинениями, знакомыми меломанам до последней ноты, прозвучат и менее известные, но не менее интересные опусы.

«Испанское каприччио» давно входит в число «классических шлягеров» и в репертуар всех крупнейших оркестров мира. Эта пятичастная оркестровая сюита – панорама картин природы, быта и характеров Испании, нарядная и изобретательная партитура, фейерверк потрясающих ритмов и мелодий, в том числе подлинных песен и танцев Астурии и Андалусии.

Концерт для фортепиано с оркестром – единственное крупное сочинение Римского-Корсакова в этом жанре, отмеченное блестящим и колоритным фортепианным стилем. Здесь также звучит подлинная народная мелодия, на этот раз русская: старинная рекрутская песня «Собирайтесь-ка, братцы-ребятушки». Концерт отличают эмоциональная насыщенность, стройность формы, нестандартные гармонические приемы. Солирует Зарина Шиманская.

Изюминкой программы станет незаслуженно редко исполняемая кантата «Свитезянка» на текст баллады Адама Мицкевича в переводе Л. Мея. Это романтичная история любви девушки-русалки из озера Свитезь и юноши, нарушившего любовную клятву и поплатившегося за это жизнью. Слушателей, несомненно, порадуют музыкальные картины водной стихии, превосходные мелодии и изысканный польский колорит. Вокальные партии исполнят Жанна Домбровская и Роман Арндт.

Наконец, кульминация вечера – «Ночь на горе Триглаве», фрагмент сказочной оперы-балета «Млада». Этот феерический спектакль, сложный для постановки и исполнения, нечасто можно увидеть на театральных подмостках. Сюжет из мифологии древних славян стал «русским ответом» Вагнеру, с его грандиозными музыкально-драматическими историями о нибелунгах и волшебных кольцах. Содержание «Ночи» таково: на горе Триглаве собираются тени усопших, среди них и тень Млады – невесты Яромира, погибшей от рук соперницы. Затем слетаются на шабаш злые духи – кикиморы, ведьмы и прочая нечисть во главе с Чернобогом, желающие склонить Яромира на сторону зла. Звездой этой гнусной компании становится сама царица Клеопатра. Но крик петуха разгоняет нечистую силу, герой просыпается с намерением просить совета в храме светлого бога Радегаста.

19 марта, вторник 

18.30 Вечер памяти Сергея Юрского (Музей Анны Ахматовой в Фонтанном доме – Литейный пр., 53).

8 февраля скончался народный артист России Сергей Юрский – актер, режиссер, литератор, фигура уникального масштаба.

Юрский неоднократно встречался с Иосифом Бродским как в России, так и после его эмиграции. В фильме Андрея Хржановского «Полторы комнаты, или Сентиментальное путешествие на родину» он сыграл роль отца поэта. Фрагменты фильма покажут на встрече в музее. Таким образом, вечер будет посвящен не только памяти Юрского, но и родителям поэта: Александру Ивановичу Бродскому и Марии Моисеевне Вольперт.

В одном из интервью Юрский вспоминал, как виделся с Бродским в последний раз – в 1995-м, на Старый Новый год в Женеве. Поэт тогда обещал артисту посвятить ему стихи. Поэма «Театральное» была опубликована уже после смерти Бродского в 1997 году.

Вход свободный.

 20 марта, среда 

10.00 Начало работы выставки «Viva la vida. Фрида Кало и Диего ривера. Живопись и графика из музейных и частных собраний» (Музей Фаберже – наб. реки Фонтанки, 21).

С 20 марта по 19 мая 2019 года культурно-исторический фонд «Связь времен» и Музей Фаберже представляют в Санкт-Петербурге масштабный выставочный проект «Viva la Vida. Фрида Кало и Диего Ривера. Живопись и графика из музейных и частных собраний», который показывает шедевры, созданные Фридой Кало и Диего Риверой, и рассказывает историю супружеской пары, ставшей самой знаменитой в искусстве ХХ века.

Посетители выставки смогут увидеть уникальную по своему составу ретроспективу двух художников — более 90 произведений Фриды Кало и Диего Риверы, от ранних до поздних: живопись, рисунки, литографии. Основу экспозиции составят работы из собрания Музея Долорес Ольмедо (Мехико), обладающего крупнейшей в мире коллекцией живописных произведений Кало и Риверы, живопись и графика из частных собраний Европы и Латинской Америки, работы из собрания внука Диего Риверы Хуана Коронеля Риверы и галереи «Арвил» (Мексика, США), а также не публиковавшиеся ранее документы из российских государственных архивов. Дополняют экспозицию многочисленные фотографии и документальные фильмы о жизни и творчестве Фриды Кало и Диего Риверы.

В экспозицию войдут как ранние работы Фриды, опирающиеся на традиции европейского портретного искусства эпохи Ренессанса, так и произведения периода расцвета ее таланта. Ключевыми работами Фриды являются ее автопортреты. Зрители могут увидеть одну из самых известных работ Кало – «Сломанная колонна» (1944), своего рода манифест ее страданий и стойкости к ударам судьбы, художественным символом силы женщины. «Автопортрет с обезьянкой», все образы которого складываются в послание: Фрида снова не верит Диего, а силы ей дают ее прошлое и те, кто к ней привязан. Она стала первым в истории художником, который обратился к теме потери ребенка — «Больница Генри Форда» (1932), которая может показаться шокирующе интимной даже современному зрителю.

На выставке можно будет проследить все этапы творчества Диего Риверы: от увлечения постимпрессионизмом и кубизмом до реализма. Так от глубоко личных работ Фриды зритель переходит к монументальным и социально-ориентированным произведениям Диего. «Значимый вклад в научную концепцию выставки внесла всемирно известный эксперт по творчеству Фриды Кало, автор ее единственного каталога-резоне, доктор Хельга Пригниц-Пода» — отметил на пресс-конференции в Москве председатель правления культурно-исторического фонда «Связь времен» В. С. Воронченко. Выставка сопровождается иллюстрированным каталогом со статьями Катарины Лопаткиной, Хельги Пригниц-Пода и Рафаэля Коронеля Риверы.

Зрителей познакомят с фото- и видеодокументами из музейных и частных собраний, фотографиями из семейного архива, снятыми отцом Фриды фотографом Гильермо Кало, а также работами Жизель Фройд, которая в течение двух лет снимала повседневную жизнь Фриды, работами выдающегося американского фотографа Николаса Мьюрея, который с 30-е по 40-е годы был другом, доверенным лицом и возлюбленным Фриды.

Посетители могут познакомиться с уникальной перепиской Фриды и Диего из собрания Анн-Мари Спрингер, коллекционера любовных писем из Швейцарии. Документы раскроют противоречивые, страстные отношения художников. На выставке также представят свидетельство о заключении второго брака – в конце 1939 года Фрида и Диего развелись после многочисленных скандалов, однако уже спустя год снова сочетались узами брака.

13.00 Начало работы интерактивной выставки «Заходи к Заходеру и захвати Литературный багаж» (Литературно-мемориальный музей Ф. М. Достоевского – Кузнечный пер., 5/2).

С 20 по 31 марта в Музее Достоевского снова будет открыта интерактивная выставка, посвященная переводам и поэтическому творчеству Б. В. Заходера. На этот раз выставочное пространство будет дополнено работами учеников петербургских школ.

В ноябре 2018 в Музее Достоевского прошла интерактивная выставка, посвященная Борису Заходеру, приуроченная к 100-летию со дня рождения переводчика, благодаря которому отечественный читатель узнал и полюбил героев иностранной детской литературы: Винни Пуха, Мери Поппинс, Алису в Стране Чудес, Питера Пена и многих других. Осенью выставку посетили коллективы петербургских школ-участников проекта школьно-музейного сотрудничества «Литературный багаж», после чего начали работу над созданием собственных экспонатов, посвященных Заходеру и его героям. Результатом проекта стали «багажи»: мобильные мини-выставки, на которых можно и увидеть Винни Пуха, и найти предметы, связанные с работой переводчика, и даже прочитать «сопелки» и «пыхтелки» XXI века. На обновленной выставке посетители смогут как увидеть интерактивные экспонаты, подготовленные профессиональными музейными работниками, так и познакомиться с тем, что было создано в рамках проекта «Литературный багаж» посетителями. Выставка – итог совместной работы музейщиков и жителей Санкт-Петербурга.

На выставке будут проходить интерактивные экскурсии для детей 8-11 лет в сопровождении взрослых 23 марта в 14.30 и 30 марта в 13.30. Обязательна предварительная запись по телефону: 571-40-31. Возможно самостоятельное посещение выставки в часы работы музея по входному билету, а также заказ групповой экскурсии в отличное от указанного в расписании время. Количество человек в группе – не более 12.

Куратор выставки – научный сотрудник Музея Достоевского Мария Владимировна Михновец.

21 марта, четверг 

19.00 Премьера музыкальной комедии Александра Пантыкина «Бал воров» (Санкт-Петербургский театр музыкальной комедии – ул. Итальянская, 13).

21, 22 и 23 марта в Санкт-Петербургском театре музыкальной комедии пройдут премьерные показы спектакля «Бал воров» по мотивам комедии Жана Ануя.

По заказу театра музыкальную партитуру для будущего спектакля написал известный российский композитор, заслуженный деятель искусств России Александр Пантыкин, который прочитал пьесу Ануя, как рецепт человеческого счастья: «Можно украсть бриллианты, украсть деньги, украсть документы или что-нибудь еще – и за это сесть в тюрьму. Отсидеть, выйти на свободу и начать свой путь заново. Но что делать, если ты обокрал свою жизнь, лишил ее любви, настоящей дружбы, человеческой теплоты и многого того, что делает счастливым любого. «Бал воров» Ануя – это пьеса про таких незадачливых людишек, которые обворовали себя и, фактически, потеряли все. И только сильное чувство по имени Любовь способно заставить их поменять свои представления и изменить свою судьбу. Перестаньте обворовывать самих себя и станете счастливыми!».

Постановку осуществил народный артист России Андрей Житинкин. Автором художественного оформления спектакля выступил знаменитый российский дизайнер и кутюрье Андрей Шаров. Ученик Славы Зайцева, успешный модельер, востребованный театральный художник, специально для постановки Театра музыкальной комедии он создал коллекцию образов, каждый из которых является законченным произведением искусства.

Музыкальный руководитель и дирижер – заслуженный артист России маэстро Андрей Алексеев.

Хореограф-постановщик – Владимир Романовский.

В спектакле принимают участие: народный артист России Валерий Матвеев, заслуженные артисты России Елена Забродина, Валентина Кособуцкая, Александр Байрон, Антон Олейников, лауреаты международных конкурсов Анна Булгак, Мария Елизарова, Анастасия Лошакова, Елизавета Олисова, Роман Вокуев, Александр Леногов, Алексей Штыков, Владимир Ярош и другие.

 19.30 Открытие XVIII Международного фестиваля балета «Мариинский» (Мариинский театр – Театральная пл., 1).

XVIII Международный фестиваль балета пройдет в Мариинском театре с 21 по 31 марта. Программа этого года предложит зрителям ретроспективу хореографического искусства: от шедевров Мариуса Петипа, через модерн и неоклассику XX века, к работам современных авторов – тех, кто уже заслужил себе имя, и тех, кому это только предстоит.

Восемнадцатый фестиваль откроется российской премьерой балета «Push comes to shove» легендарного американского хореографа, обладательницы премий «Эмми», «Тони» и Национальной медали США в области искусств – Твайлы Тарп. В 1976 году хореограф осуществила постановку на Михаила Барышникова и артистов Американского театра балета. Для подготовки премьеры в Мариинском театре Твайла Тарп впервые приедет в Россию и лично возглавит постановочный процесс и работу с артистами петербургской труппы. Премьера пройдет в рамках Вечера американской хореографии (21 и 22 марта, Мариинский театр), программа которого представит многогранность американского балетного театра – от Джорджа Баланчина (балет «Серенада») и Джерома Роббинса (балет «В ночи») до современного классика Твайлы Тарп.

«Творческая мастерская молодых хореографов» преподнесет множество сюрпризов и станет одним из подарков зрителям (26 марта, Мариинский-2). В рамках проекта состоится мировая премьера балета на песни Мика Джаггера (The Rolling Stones) в постановке артистки Американского театра балета Мелани Хамрик. Впервые как хореографы в «Творческой мастерской» примут участие солисты балетной труппы Мариинского театра Александр Сергеев, который поставит номер на музыку Эйтора Вила-Лобоса, и Владимир Шкляров, который совместно с Александром Челидзе создаст фрагмент на музыку Бхимы Юнусова, написанную специально для этого проекта. Во второй раз на «Творческой мастерской молодых хореографов» свой номер покажет Дмитрий Пимонов, в этом году – на музыку Георга Пелециса. Среди постоянных участников – известные зрителям петербургские хореографы Илья Живой с одноактным балетом на музыку Эцио Боссо, Максим Петров с номером на музыку Симеона тен Хольта и Юрий Смекалов с работой на музыку Джованни Боттезини.

Украсят афишу фестиваля репертуарные спектакли Мариинского театра при участии ведущих артистов балетной труппы и приглашенных звезд. 23 марта (Мариинский-2) главные партии в балете Юрия Григоровича «Легенда о любви» исполнят Мария Александрова (Мехменэ Бану) и премьер Большого театра Владислав Лантратов (Ферхад). На следующий день на сцене Мариинского театра заглавную партию в балете «Жизель» в хореографии Жана Коралли, Жюля Перро, Мариуса Петипа исполнит прима-балерина Большого театра Ольга Смирнова. Ее партнером в этот вечер выступит премьер Мариинского театра Кимин Ким (граф Альберт). 28 марта (Мариинский театр) в роли Китри в балете Александра Горского «Дон Кихот» выйдет прима-балерина Королевского балета Великобритании – Наталья Осипова, Базиль – премьер Мариинского театра Владимир Шкляров. 29 марта (Мариинский-2) главные партии в балете «Спящая красавица» в хореографии Мариуса Петипа в редакции Константина Сергеева исполнят британские танцовщики – прима-балерина Королевского балета Великобритании Лорен Катбертсон (принцесса Аврора) и премьер Мариинского театра Ксандер Париш (принц Дезире).

В фестивальной программе также – балеты «Драгоценности» в хореографии Джорджа Баланчина (27 марта, Мариинский-2) и «Лебединое озеро» в хореографии Мариуса Петипа и Льва Иванова (30 марта, Мариинский-2).

31 марта XVIII Международный фестиваль балета «Мариинский» завершится Гала-концертом, в программу которого войдут одноактные балеты Альберто Алонсо «Кармен-сюита» в исполнении Ольги Смирновой и Кимина Кима, «Маргарита и Арман» Фредерика Аштона в исполнении Лорен Катбертсон и Ксандера Париша, а также классический дивертисмент при участии ведущих танцовщиков Мариинского театра (Мариинский-2).

 

20.00 Фортепианный вечер Ефима Бронфмана (Большой зал Санкт-Петербургской академической филармонии им. Д. Д. Шостаковича – Михайловская ул., 2).

В первой половине концертного сезона всемирно известный пианист, лауреат премии Grammy Ефим Бронфман провел серию совместных выступлений с заслуженным коллективом России под управлением Юрия Темирканова в прославленных европейских залах, в числе которых – Музикферайн в Вене, Большой фестивальный дворец в Зальцбурге, Берлинская филармония, Эльбская филармония в Гамбурге и многие другие. Турне проходило под знаком юбилея Юрия Темирканова: 10 декабря Маэстро исполнилось 80 лет.

Вторая половина сезона для музыканта также связана с Петербургом: публику ждет сольный концерт Ефима Бронфмана в Большом зале филармонии. В исполнении одного из самых востребованных и прославленных пианистов современности прозвучит программа из сочинений Шумана, Шуберта и Дебюсси.

В этом сезоне в графике Ефима Бронфмана – концерты в Париже с Национальным оркестром Франции и Лондоне с Лондонской филармонией, в Кельне – с Симфоническим оркестром Кельнского радио и Риме с Оркестром Национальной академии Санта-Чечилия, в Берлине – с оркестром Берлинской филармонии и в совместном туре – с оркестром Венской филармонии.

Музыкант отмечен сотрудничеством с крупнейшими дирижерами, в числе которых – Даниэль Баренбойм, Семен Бычков, Рикардо Шайи, Кристоф фон Донаньи, Шарль Дютуа, Даниэле Гатти, Зубин Мета, Риккардо Мути, Саймон Рэттл, Марис Янсонс и многие другие. В числе его сценических партнеров – Пинхас Цукерман, Марта Аргерих, Магдалена Кожена, Анне-Софи Муттер. Обладатель обширной дискографии, Ефим Бронфман шесть раз был номинирован на Grammy, а в 1997 году был удостоен этой престижной премии за совместную запись с Эсой-Пеккой Салоненом и оркестром Лос-Анджелесской филармонии. 

22 марта, пятница

10.30 Начало работы выставки Романа Шустрова «Бумажная душа» к 75-летию скульптора (Музей Анны Ахматовой в Фонтанном доме – Литейный пр., 53).

Роман Шустров – петербургский скульптор, автор бронзовой скульптуры, установленной в Измайловском садике на Фонтанке.

Романа Шустрова можно по праву назвать гением скульптуры из папье-маше. Мир его героев подчинен законам театральности, он создает образы, применяя метод художников кукольников: шаржируя натуру, выделяя характерные черты. Галерея его персонажей одновременно комична, трогательна и узнаваема. Это обитатели центра города, в частности, окрестностей Фонтанного дома, так как по признанию художника: «Литейный проспект, пересекающий мою родную улицу Чайковского, с детства был для меня местом открытия новых горизонтов».

Выставка открыта параллельно с театральным фестивалем «Златая цепь» и адресована посетителям музея всех возрастов.

 17.00 Церемония награждения медалями «За заслуги в культуре и искусстве», приуроченная ко Дню работника культуры (Театр эстрады им. Аркадия Райкина – ул. Большая Конюшенная, 27).

Медалью «За заслуги в культуре и искусстве» награждаются граждане России за существенный вклад в развитие культуры и искусства, сохранение этнокультурного многообразия народов России, внесшие весомый вклад в развитие межкультурного сотрудничества, сохранение и возрождение культурного наследия.

В этот вечер гостей встретят художественный руководитель Театра эстрады, заслуженный артист РФ Юрий Гальцев и заслуженный работник культуры, председатель Российского творческого Союза работников культуры Анатолий Константинов.

На торжественный прием приглашены выдающиеся деятели российского искусства, руководители ведущих учреждений культуры России и зарубежных стран, представители международных организаций и пр.

После церемонии награждения лауреаты и гости будут приглашены на спектакль «Дом» по пьесе Евгения Гришковца и Анны Матисон в постановке Олега Куликова.

 20.00 Премьера спектакля Инженерного театра АХЕ «ПРА РАБЛЕ» (Театральная площадка «Порох» — шоссе Революции, 84).

22 и 23 марта Инженерный театр АХЕ представит премьеру спектакля «ПРА РАБЛЕ».

Постановки АХЕ базировались на текстах Достоевского, Щедрина, Мериме, Чехова, Виана, Тибетской книги мертвых, Ветхого Завета, мифах Древней Греции, истории Фауста, таблице Менделеева, научных заблуждениях нобелевских лауреатов и петербургских литературных архетипах. Но всегда оставался один текст XVI века, который коренным образом повлиял на эстетику и методологию театра АХЕ. Это «Гаргантюа и Пантагрюэль» Франсуа Рабле.

Инженерное размешивание теории архаичных форм тетра в практике смеховой культуры средневековья рождает несмываемый коктейль любопытства и радости – премьеру нового спектакля театра АХЕ.

В спектакле заняты: Максим Исаев, Павел Семченко, Ник Хамов, Гала Самойлова, Александр Кошкидько, Анна Буданова, Игорь Устинович.

Постановка «ПРА РАБЛЕ» – победитель конкурса «Новый театр» Фонда Михаила Прохорова

Музыка: Денис Антонов.

Художник по свету: Илья Пашнин.

 

23 марта, суббота

12.00 Премьера оперы-сказки Цезаря Кюи «Красная шапочка» в постановке н. а. России Юрия Александрова (Камерный музыкальный театр «Санктъ-Петербургъ Опера» — Галерная ул., 33).

Художественный руководитель театра «Санктъ-Петербургъ Опера», народный артист России Юрий Александров подготовил для юных петербуржцев и гостей города очередной подарок – премьеру оперы Цезаря Кюи «Красная шапочка».

Цезарь Кюи – создатель классической детской оперы в России. Его оперы «Снежный богатырь», «Красная шапочка», «Иванушка–дурачок», «Кот в сапогах» в начале XX века пользовались огромной популярностью в домашних музыкальных салонах, но, кроме «Кота в сапогах», никогда не были поставлены на профессиональной сцене.

Театр «Санктъ-Петербургъ Опера» обратился к детскому музыкальному наследию великого русского композитора, и в декабре 2017 года сказка «Кот в сапогах» в постановке Юрия Александрова возвратилась на петербургскую сцену.

Опера «Красная шапочка» была написана в 1911 году. Она ни разу не звучала в сценическом исполнении в профессиональных театрах. Петербургская публика сможет услышать и увидеть «Красную шапочку» в современной аранжировке и декорационном оформлении 23, 24 марта 2019 года в 12.00 и 15.00 на сцене театра «Санктъ-Петербургъ Опера».

 

12.00 Премьера мюзикла «Белый клык» (Санкт-Петербургский государственный детский музыкальный театр «Зазеркалье» — ул. Рубинштейна, 13).

23 и 24 марта в театре «Зазеркалье» состоится премьера мюзикла композитора Анастасии Беспаловой и драматурга Льва Яковлева «Белый клык», созданного по приключенческой повести Джека Лондона.

«Белый клык» – это спектакль о возмужании, о становлении характера, о благородстве и преданности, о преображающей силе любви. Атмосфера спектакля, то магическая и страшная, то просветленная и трепетная, создается выразительной и оригинальной мелодикой, острыми ритмами, искусными стилизациями индейских песен и шаманских обрядов. И конечно, художественным решением спектакля, которое осуществил известный тувинский художник Начын Шалык. Впечатляющая сценография – лаконичная, образная и цельная – вбирает элементы этники северных народов.

В спектакле театра «Зазеркалье» собраны как ведущие, так и молодые артисты театра, которым под руководством режиссера Ольги Фурман предстоит дать счастливую сценическую жизнь новому мюзиклу Анастасии Беспаловой.

Зрителям «Зазеркалья» Анастасия Беспалова известна по спектаклям «Теремок», «Крошечка-Хаврошечка» и «Забытый день рождения», впервые поставленным в «Зазеркалье» и создававшимся композитором в тесном контакте с театром. В октябре 2018 года на IV Международном открытом конкурсе композиторов «Петя и Волк» в Екатеринбурге авторитетное жюри конкурса во главе с Александром Чайковским присудило Беспаловой II премию, а публика удостоила Анастасию приза зрительских симпатий.

Аккредитация на премьерные показы мюзикла «Белый клык» проводится до 16 марта.

 12.00 Показ интерактивного спектакля-игры «Тот, который сказал «Не верю!»» в рамках параллельной программы фестиваля «Детские дни в Петербурге» (Театр «На Литейном» — Литейный пр., 51).

23 марта в 12:00, 15:00, 30 марта в 15:00, 31 марта в 15:00 в рамках специального проекта «Умные игры» параллельной программы фестиваля «Детские дни в Петербурге» театр «На Литейном» представит интерактивный спектакль-игру «Тот, который сказал «Не верю!».

Режиссер — Иван Рябенко.

В спектакле заняты: Дарина Одинцова, Алёна Шмонина, Максим Зауторов, Николай Краснопёров, Иван Рябенко, Александр Цыбульский, Сергей Шоколов, Сергей Якушев.

В ходе интерактивного спектакля-игры юные зрители смогут больше узнать о том, который перевернул русский театр, примут участие в актерском тренинге, освоят азы современных театральных профессий, заглянут в театральное закулисье и сделают «исторические» фотографии на память.

«Умные игры» – специальный проект Параллельной программы фестиваля «Детские дни в Петербурге». Различные учреждения культуры (музеи, библиотеки, театры) создают игровые программы для детей и подростков 7–17 лет. Несколько игровых программ образуют «звенья» одной тематической цепочки. Участники проходят по увлекательным маршрутам, события которых имеют общую тему, но не повторяют друг друга.

Театр «На Литейном», Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера), Музей-институт семьи Рерихов и Центральная детская библиотека им. Сергея Михалкова объединились для игровой цепочки «Тот, который». Маршрут посвящен людям, которые искренне любили то, чему посвятили жизнь: театр, науку, путешествия, живопись. Они не боялись быть первыми, экспериментировали, искали ответы на сложные вопросы. Именно о таких людях вспоминают: «А, это тот, который!..» Организаторы приглашают школьников 5–6-х классов познакомиться с ними поближе. 

12.00 VI театральный фестиваль «Златая цепь» (Музей Анны Ахматовой в Фонтанном доме – Литейный пр., 53).

В дни весенних каникул, с 23 по 31 марта, в Музее Анны Ахматовой пройдет VI театральный фестиваль «Златая цепь».

Каждый день посетители Фонтанного дома смогут увидеть новый спектакль – познакомиться с Питером Пэном и Дюймовочкой, бароном Мюнхгаузеном и героями русских сказок, царем Салтаном и хитроумным Одиссеем. Постановки рассчитаны не столько на детскую, сколько на семейную аудиторию: дети увлеченно следят за поворотами сюжета, а взрослые улавливают шутки и добрую иронию.

Гостей ждут и любимые музейные мастерские. Участники смогут изучить предметы быта столетней давности, руководствуясь стихами Осипа Мандельштама, на примере Иосифа Бродского вспомнить, как писать бумажные письма, или даже опубликовать первую книгу.

 

18.00 Премьера спектакля мастерской профессора В. М. Фильштинского «Наш класс» (Учебный театр «На Моховой» — ул. Моховая, 35).

Для студентов 3-го курса мастерской В. М. Фильштинского пьеса «Наш класс» Тадеуша Слободзянека — это пьеса не о поляках и евреях, не только о трагедии, которая сотрясла европейскую цивилизацию в середине прошлого века. Они пытаются разобраться в себе – в том, что они сегодня могут предпринять, чтобы с ними не произошло то же.

Режиссер – Дарья Шамина.

Художественный руководитель постановки – Вениамин Фильштинский.

 

19.00 Премьера балета «Сказка о рыбаке и рыбке» (БКЗ «Октябрьский» — Лиговский пр., 6).

Персонажи сказки А.С. Пушкина оживут на сцене БКЗ «Октябрьский» под звуки Государственного академического русского оркестра им. В. В. Андреева под управлением н.а. России Дмитрия Хохлова. Хореография балета была создана мэтром петербургской классической школы – Ириной Сафоновой, а музыка написана специально для оркестра русских народных инструментов композитором Владимиром Бояшовым.

В постановке примут участие выдающиеся танцоры современности: партию Старика исполнит премьер Мариинского театра Игорь Колб, в партии индийского гостя выступит звезда мирового балета Фарух Рузиматов, а в партии мощного Океана, повелевающего морским царством, – звездный премьер Михайловского театра Иван Васильев. Партию Золотой рыбки исполнит солистка Санкт-Петербургского театра детского балета Олеся Гапиенко, а яркий гротескный образ Старухи в исполнении Евгении Штаневой добавит волшебной балетной истории юмора и характерности.

Великолепные костюмы и фантастические мультимедийные декорации тонко и красочно дополнят атмосферу сказки: волнуется море, сверкают серебристые рыбки, все оживает на глазах зрителей.

Автор музыки – ученик Д. Шостаковича Владимир Бояшов, баянист, композитор, дирижер. В прошлом – солист Андреевского оркестра, аранжировщик. Автор множества сочинений для русского оркестра, в том числе сюит, оперы, балетов.

Хореограф-постановщик – Ирина Сафонова, выдающийся детский хореограф, одна из последних выпускниц А. Вагановой.

Премьерные показы пройдут 23 и 24 марта.

 

19.00 Премьера спектакля «Скелет в шкафу» по пьесе Семена Альтова (Театр им. В. Ф. Комиссаржевской — Итальянская ул., 19).

«Скелет в шкафу» — это забавный анекдот о типичной российской семье, где женщина – кормилец и добытчик, а мужчины, подобно героям русских сказок, «строят волшебные замки», живут в режиме ожидания и мечтают о почете и богатстве. А жизнь проходит, шуршат скелеты в шкафу, и только юмор спасает от отчаяния.

Семён Альтов: «О чем эта история? Постановщик и актер, присваивая материал, имеет право на свой взгляд. Но мне кажется, это о нашей вечной вере в чудо, о том, что оно вот-вот произойдет. И, если можно – без труда: золотая рыбка, жемчужина, лотерея. Каждый человек что-то делает. Но есть ожидание того, что это деланье превратится в совершенное и прекрасное завтра (или на работе предложат какую-то должность, или что-то выиграет, или пойдет в лес и полная поляна грибов, или сосед-алкаш съедет, или правительство наше примет какой-то закон, понятный всем) — мы все время в ожидании чуда». Режиссеры: з.а. РФ Владимир Богданов и Родион Приходько.

Художник – Артем Агапов.

Художник по костюмам – Марина Агапова.

Музыкальное оформление Артура Мкртчяна.

Художник по свету – Елена Филимонова.

Видео – Мария Дубровина «Студия «Да».

Хореография – Резеда Гаянова.

В спектакле заняты: заслуженные артисты России Владимир Богданов, Евгений Ганелин; артисты Александра Сыдорук, Александр Анисимов, Александр Ганелин, Юрий Ершов.

Премьерные показы спектакля пройдут 23 и 24 марта. 

19.00 Премьера спектакля «Франкенштейн» по роману Мэри Шелли (Театр «За Черной речкой» — Богатырский пр., 4).

Однажды ненастной летней ночью Перси Шелли, его жена Мэри, лорд Джордж Байрон и его личный врач Джон Полидори, развлекаясь чтением немецких историй о привидениях, решили устроить творческий поединок, суть которого заключалась в том, что каждый из присутствующих сам сочинит страшный «готический» рассказ о сверхъестественном событии. Так началась история создания романа «Франкенштейн, или Современный Прометей», который изменит этот мир навсегда. За два года Мэри Шелли создала новый культурный миф и уместила его в простую «готическую» историю, которую и намерен рассказать театр «За Чёрной речкой».

Режиссер Петр Васильев о замысле: «В нашем спектакле мы поднимаем актуальную для сегодняшнего времени тему ответственности за содеянное человеком. Посмотрите вокруг, в каком кипящем котле мы живем, как множим ошибки, как разрушаем неведомые нам связи, как уничтожаем созданное до нас, оправдывая это погоней за счастьем. Но возможно ли построить его на руинах надежд? Рассказывая трагическую историю Виктора Франкенштейна, мы в первую очередь говорим о непредсказуемых последствиях необдуманного поступка, способных сделать жизнь человека невыносимой. Пытаясь управлять судьбой, человек неожиданно сам оказывается в ее руках, не в силах совладать с новой для него реальностью».

Драматург Алексей Исаев о сюжете: «Роман Мэри Шелли — особенный. Подвижность его смыслов, от библейских до феминистских, оставляет широкий простор для интерпретаций канонической истории, что порождает бесчисленные ее переделки в кино, театре и литературе. И сегодня мы продолжаем быть живыми свидетелями этого процесса. Достаточно упомянуть последнее театральное перерождение этой истории с талантливым Бенедиктом Камбербетчем в роли Существа, или недавний фильм Пола МакГигана «Виктор Франкенштейн», или роман Питера Акройда «Журнал Виктора Франкенштейна». В нашей работе мы продолжили культурную экспансию этого сюжета, рассказывая историю об изнаночном эффекте судьбы, когда творение, созданное творцом, способно подчинить себе его жизнь».

20.00 Концерт заслуженного коллектива России Академического симфонического оркестра Санкт-Петербургской филармонии. Солист — Готье Капюсон (Франция) (Большой зал Санкт-Петербургской академической филармонии им. Д. Д. Шостаковича – Михайловская ул., 2).

На концерте заслуженного коллектива России под управлением маэстро Юрия Темирканова в Большом зале филармонии состоится филармонический дебют Готье Капюсона – одного из крупнейших современных виолончелистов.

В январе 2019 года музыкант выпустил диск с сочинениями Шумана, записанными совместно с Мартой Аргерих, Рено Капюсоном и Камерным оркестром Европы под управлением Бернарда Хайтинка. Также в графике исполнителя на этот концертный сезон – совместная с Жаном-Ивом Тибоде мировая премьера Концерта для виолончели и фортепиано с оркестром Ришара Дубуньона. В числе постоянных сценических партнеров Готье Капюсона – филармонические оркестры Берлина, Вены, Лос-Анджелеса и Нью-Йорка, симфонические оркестры Чикаго, Сан-Франциско и Лондона, такие музыканты, как Семен Бычков, Густаво Дудамель, Шарль Дютуа, Кристоф Эшенбах, Андрис Нельсонс, Николас Ангелич, Даниэль Баренбойм и многие другие.

В Петербурге вместе с заслуженным коллективом России под управлением Юрия Темирканова Готье Капюсон исполнит Концерт для виолончели с оркестром Шумана. Также в этот вечер прозвучат шедевр раннего романтизма – Увертюра к опере «Эврианта» Вебера – и Девятая симфония Дворжака, созданная в Соединенных Штатах Америки, куда композитор был приглашен возглавить Национальную консерваторию в Нью-Йорке, она получила название «Из Нового Света».

 24 марта, воскресенье

 10.00 Международная творческая школа вокального мастерства Елены Образцовой (Культурный центр Елены Образцовой – Невский пр., 65).

С 24 по 31 марта 2019 года в Культурном центре Елены Образцовой состоится Международная Творческая школа вокального мастерства Елены Образцовой, посвященная 80-летию со дня рождения народной артистки СССР Елены Образцовой. Школа основана в 2005 году с целью совершенствования мастерства молодых певцов и обмена опытом работы между преподавателями вокала, певцами, концертмейстерами. В Петербург съедутся участники из разных регионов России и из-за рубежа – Канады, Монголии, Германии, Белоруссии, Туркменистана, Украины и других стран. В программе Школы – мастер-классы по вокалу, лекции и практические занятия по вокальной фонетике, концертмейстерскому мастерству, охране певческого голоса, актерскому мастерству и сценической речи, открытые уроки ведущих преподавателей вокала, методистов и другие занятия.

Впервые в рамках школы пройдет Первый Всероссийский конкурс вокально-инструментального искусства на Приз Культурного центра Елены Образцовой (30-31 марта), в котором примут участие юные вокалисты и вокальные коллективы (дуэты, трио и ансамбли до 6 человек), фортепианные и инструментальные ансамбли. Конкурс состоит из одного тура и проводится в четырех возрастных группах: подготовительной – 7-9 лет, младшей – 10-12 лет, средней – 13-15 лет и старшей – 16-18 лет.

Конкурс пройдет и среди педагогов вокала – Третий Открытый конкурс профессионального мастерства преподавателей вокала ДМШ и ДШИ, педагогов дополнительного образования и концертмейстеров «Приношение педагогу» (24 марта).

Мастер-классы, открытые уроки и лекции проведут народная артистка СССР, профессор Санкт-Петербургской консерватории им. Н. А. Римского-Корсакова, заведующая кафедрой сольного пения Ирина Богачева; заслуженная артистка России, заслуженный деятель искусств, профессор Санкт-Петербургской государственной консерватории им. Н. А. Римского-Корсакова Тамара Новиченко; заслуженная артистка России, доцент кафедры сольного пения Московской государственной консерватории им. П. И. Чайковского Лариса Рудакова, заслуженная артистка России, профессор, заведующая кафедрой камерного пения Санкт-Петербургской консерватории им. Н. А. Римского-Корсакова Мария Людько; доцент Санкт-Петербургской консерватории им. Н. А. Римского-Корсакова, заведующая кафедрой концертмейстерского мастерства Елена Гаудасинская; дирижер Мариинского театра Кристиан Кнапп; режиссер Мариинского театра Александр Маскалин и другие педагоги и деятели искусства. 

13.00 «Весь день – театр» — ежегодный фестиваль Театрального музея, посвященный международному Дню театра (Театральный музей – пл. Островского, 6).

24 марта, в преддверии Международного дня театра, Музей театрального и музыкального искусства традиционно устраивает свой праздник — театрально-музыкальный марафон «Весь день – театр!».

В 2019 году однодневный фестиваль на площади Островского-6 пройдет с 13.00 до 22.00. Музей превратится в оплот всего самого солидного и в то же время неформального, что есть в сегодняшнем петербургском театральном и околотеатральном мире.

В 13.00 Детская театральная студия Театрального музея отпразднует свое трехлетие интерактивным перформансом, который посвящен любимым картинам студийцев и их театрализованной интерпретации.

В 14.00 начнется экскурсия по выставке «Мариус Петипа. Танцемания». Международный проект музея к 200-летию знаменитого хореографа, устроенный как волшебная балетная феерия, закроется сразу по окончании фестиваля.

В 15.00 посетителей Театрального музея ждет «НеТворческий НеВечер» с Андреем Прикотенко. Театровед Кристина Малая разузнает у режиссера все не только о его «Русской матрице» в Театре им. Ленсовета и тридцати других спектаклях, созданных в Петербурге, но и о том, чем гироскутеры и фитнес-центры насолили Гамлету в его новейшей постановке для новосибирского театра «Старый дом».

В 16.00 начнется интерактивная экскурсия по экспозиции Театрального музея. А в 16.30 историк моды и театрального костюма Ольга Хорошилова прочтет лекцию «Мадемуазель Мари» о модельере Марии Васильевне Громцевой.

В 17.45 актер и режиссер Леон Словицкий и артисты «Плохого театра» прочитают новую пьесу Евгения Ионова «Президентский люкс».

В 18.30 состоится концерт рэпера из Кирово-Чепецка Мак Сима Мгла (Максим Семушин). На концерте в музее можно будет услышать композиции из его дебютного полноформатного альбома «Черная заря».

В 19.30 начнется очередная экскурсия по экспозиции музея.

В 20.00 режиссер Дмитрий Крестьянкин и «Плохой театр» представят спектакль «Магда» по пьесе английского писателя и драматурга Майкла Ардитти.

 13.00 Музыкально-визуальный спектакль «Золушка, или Хрустальная туфелька» (Санкт-Петербургский театр «Мюзик-Холл» — Александровский парк, 4).

Известный российский актер, заслуженный артист России Анатолий Петров в сопровождении симфонического оркестра «Северная Симфония» под управлением художественного руководителя театра Фабио Мастранджело прочтет самую популярную и любимую всеми поколениями сказку Шарля Перро «Золушка, или Хрустальная туфелька». В концерте примут участие художники Ева Соснина и Марина Соснина, которые при помощи песочно-акварельного шоу создадут на сцене фантастический мир сказки. Специальный гость сказочно-музыкальной феерии – Театр теней ФЕНИКС.

17.00 «В русском стиле» — программа Государственного Русского концертного оркестра Санкт-Петербурга (Музей-усадьба Г. Р. Державина – наб. реки Фонтанки, 118).

В программе прозвучат произведения В. Андреева, В. Городовской, Б. Трояновского, А. Шалова, В. Гридина, А. Цыганкова и др.

В концерте принимают участие солисты оркестра – Любовь Михайлова (домра), Михаил Тугарев (балалайка), Инна Гладовская и Ксения Новикова (дуэт домр), Анна Павлова (гусли), Дмитрий Гоголев (домра альт).

Художественный руководитель и главный дирижер – заслуженный деятель искусств России Владимир Попов.

 18.00 Презентация книг «Графика» и «Письма Риты» к 80-летию со дня рождения поэта Леонида Аронзона (Музей Анны Ахматовой в Фонтанном доме – Литейный пр., 53).

24 марта 2019 года исполнилось бы 80 лет ленинградскому поэту Леониду Аронзону (1939 – 1970). Он рано ушел из жизни. Признание пришло уже после его трагического ухода. В издательстве «Барбарис» в 2015 году вышел поэтический сборник Аронзона «Сто стихотворений». К юбилею поэта издательство подготовило две новых книги – «Графика» и «Письма Риты».

Книга «Графика» – сборник избранной прозы, драматических произведений и стихотворений. В ней представлено около 200 неизвестных широкой публике рисунков поэта. Его графика вынесена за рамки времени. Она об одиночестве, жизни и смерти. Ее тонкий юмор, порой в стиле «нуар», открывает еще одну сторону творчества Аронзона, Аронзона-художника.

«Письма Риты» – это собрание писем Риты Пуришинской к поэту, писем жены. Ее яркий литературный дар воплотился в этих нежных, исполненных остроумия и любви страницах. Книгу дополнят ранее не публиковавшиеся фотосессии из архива Феликса Якубсона.

На вечере в Фонтанном доме прозвучат отрывки из прозы Леонида Аронзона и писем Риты Аронзон-Пуришинской, будет показан слайд-фильм из фотоархива поэта. Также выступят писатель Валерий Шубинский, композитор Леонид Десятников, литературовед Петр Казарновский, литературовед Юлия Валиева, режиссер Феликс Якубсон и издатель Ирина Тарханова.

 19.00 Премьера спектакля Малого театра кукол «Мамаша К.» по мотивам повести Г. фон Гриммельсгаузена (Литературно-мемориальный музей Ф. М. Достоевского – Кузнечный пер., 5/2).

Режиссер – Чакчи Фросноккерс.

Художник-постановщик – Ульяна Елизарова.

Художник по костюмам — Наталья Стрельцова.

Хореограф — Александр Лялюшкин.

Музыкальное оформление — Полина Найденцева.

В спектакле заняты: Маргарита Кольцова, Варика Купорова-Экономски, Филипп Шиловский, Рустем Усинов, Станислав Демин-Левийман, Тарог Амару.

Ловкая, изворотливая и довольно успешная маркитантка Анна ведет свою торговлю в тяжелых условиях Тридцатилетней войны. И если для всех окружающих война становится пламенем разрушения, для нее это единственный способ заработать и обеспечить свое существование и жизнь своих детей. Но война безжалостно врывается и в ее судьбу. Что же происходит с людьми, когда война преследует их всю жизнь, когда она становится самой жизнью, и не подыгрывать войне, не заигрывать с ее ужасами уже невозможно? 

19.00 Премьера спектакля «Преступление и наказание» в постановке Константина Богомолова (Государственный драматический театр «Приют комедианта» — ул. Садовая, 27/9).

Константин Богомолов, известный радикальными постановками в главных театрах Москвы и Петербурга, выпустит второй спектакль на сцене «Приюта комедианта» — «Преступление и наказание» по мотивам романа Федора Достоевского.

Богомолов дает новую жизнь классическому тексту и ставит театральное «криминальное чтиво». Раскольникова сыграет Дмитрий Лысенков, его мать — молодая актриса Марина Зимина. Расследовать двойное убийство будет Порфирий Петерович — Александр Новиков. Спасительницу Раскольникова в романе — Сонечку Мармеладову — сыграет народная артистка Марина Игнатова. А ее обидчика Свидригайлова — народный артист Валерий Дегтярь.

Премьерные показы пройдут 24 и 25 марта.

Аккредитация прессы проходит на показы спектакля, которые пройдут 1, 15 и 30 апреля. Заявки принимаются до 15 марта.

Фото: http://travelask.ru