Выбрать страницу

Дайджест петербургских новостей по материалам Комитета по культуре Санкт-Петербурга

28 марта, четверг 

16.00 Открытие выставки «Устремленная в будущее», приуроченной к 100-летию независимости Латвии (Новое здание Российской национальной библиотеки — Московский пр., 165). 

Среди экспонатов  — единственный в мире полный экземпляр «Большой азбуки» на латышском языке, а также «Размышления и молитвы о страданиях Иисуса Христа» (Полоцк, 1796).

Один из разделов посвящен календарям, среди которых, общие и отраслевые, юмористические и духовные, иллюстрированные, настенные, адресные и так называемые «десятикопеечные», которые были доступны широкому кругу читателей. Гости выставки увидят первый, изданный в Петербурге после отмены запрета печати латгальский календарь «Даугава» (1906 – 1908 гг.).

Выставка представит книги Райниса и Аспазии, чьи студенческие годы тесно связаны с Петербургом, расскажет о Язепсе Витолсе, который многие годы преподавал в Петербургской консерватории им. Н. А. Римского-Корсакова, а также о поэте, драматурге и переводчике Янисе Райнисе.

Посетители узнают о латышских дайнах. Это издания народных песен, которые в Латвии нередко называют народной библией и сравнивают с национальными эпосами других народов. А труд их составителя Кришьяниса Баронса приравнивают к вкладу Гомера в культуру античного мира.

Выставку дополнят материалы об искусстве, этнографии и архитектуре Латвии.

На открытие выступит латышская фольклорная музыкальная группа «Диндару».

Выставка продолжит свою работу до 11 апреля.

 

18.30 Творческий вечер Олеси Николаевой (Музей Анны Ахматовой в Фонтанном доме – Литейный пр., 53).

 Олеся Николаева – поэт, прозаик, эссеист. Пишет стихи с семи лет, прозу – с пятнадцати, печатается с 1972 года.

Олеся Николаева выступала со стихами и лекциями в Нью-Йорке, Женеве, Париже, преподавала древнегреческий язык монахам-иконописцам Псково-Печерского монастыря, работала шофером игуменьи Серафимы (Черной) в Новодевичьем монастыре, в 1998 году была приглашена в Богословский университет святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова читать курс «Православие и творчество» и заведовать кафедрой журналистики.

Произведения Николаевой переведены на английский, итальянский, китайский, немецкий, французский, японский и другие языки. Отмечена стипендией фонда А. Тепфера, премией имени Бориса Пастернака, журнала «Знамя», «Anthologia», «Поэт», дипломом премии «Московский счет». Лауреат Патриаршей литературной премии и премии Правительства РФ в области культуры.

Вход по билетам в музей.

29 марта, пятница 

11.00 Начало работы выставки «Александр Блок и театр» в рамках экспозиции «Блок и его окружение» (Музей-квартира А. А. Блока — ул. Декабристов, 57). 

На выставке экспонируются рукописи, фотографии, книги из фондов ГМИ СПб, поступившие в музей в составе коллекции Н. П. Ильина и библиотеки В. Н. Орлова.

Благодаря материалам выставки перед посетителями предстает А. А. Блок — юноша, мечтавший стать актером и умереть от разрыва сердца на сцене, драматург, создавший новый жанр – лирическую драму, вдумчивый автор статей о театре и драме и театральный деятель в годы революции, отдававший последние силы созданию нового театра высокой идеи.

Отдельного внимания заслуживают экспонаты, напоминающие о том, что 105 лет назад в такой же снежный март 1914 года А. А. Блок создал поэтический цикл «Кармен» — рассказ о рождении всепоглощающего чувства, в котором неразрывно сплелись реальная жизнь и театр.

Роль вдохновительницы поэта была отведена Любови Александровне Андреевой-Дельмас (1879–1969) — оперной певице, одной из исполнительниц партии Кармен в бессмертной опере Жоржа Бизе. О том, как Л. А. Дельмас получила эту роль и насколько хорошо ее выдержала, рассказывают экспонаты выставки, самые ценные из них — письма А. Блока к Л. Д. Дельмас и автографы стихотворений, вошедших в цикл «Кармен» — свидетельства зарождения страсти и постепенного ее угасания.

 12.00 Открытие выставки «Создатель легендарной винтовки. К 170-летию со дня рождения С. И. Мосина» (Военно-исторический музей артиллерии, инженерных войск и войск связи – Александровский парк, 7).

 На новой выставке можно будет познакомиться не только с историей создания легендарной «трехлинейки», увидеть различные опытные и экспериментальные образцы, но и воочию убедиться, насколько широка была география ее эксплуатации.

Винтовка и ее модификации производилась различными оружейными заводами на территории Российской Империи, РСФСР, СССР, Франции, США, Польши, Финляндии, Эстонии, Венгрии, Китая.

Эти и другие образцы из коллекции Артиллерийского музея, которые использовались иностранными армиями, можно будет увидеть на новой выставке.

 

19.30 Премьера спектакля «Дым» по мотивам романа И. С. Тургенева (Новая сцена Александринского театра – наб. реки Фонтанки, 49 А). 

29, 30 марта и 9, 10 апреля 2019 года на Новой сцене Александринского театра состоится премьера спектакля «Дым» по мотивам романа И. С. Тургенева. Премьера станет завершающим этапом конкурсной программы для молодых режиссеров «Лаборатория-18».

Спектакль «Дым» будет состоять из двух частей, режиссер первой — Михаил Милькис, режиссер второй — Алексей Демидчик. Каждый из молодых постановщиков сможет реализовать свою вариацию на тему романа.

Первая часть спектакля будет показана 29 и 30 марта, в этой части роли исполняют: Иван Батарев, Алена Вожакина, Андрей Панин, Дарья Степанова.

Вторая часть спектакля будет представлена 9 и 10 апреля, в ней заняты артисты: Никита Виноградов, Анна Дразнина, Мария Лопатина, Михаил Николаев, Артем Уренков, и музыканты: Элина Лебедзе, Игнат Хлобыстин, Вадим Хохряков.

Задача конкурсной программы Александринского театра для молодых режиссеров «Лаборатория» — поиск новых режиссерских имен. Новая сцена Александринского театра как современная инновационная театральная площадка предоставляет возможность творческого дебюта режиссерам, предлагающим оригинальные постановочные проекты.

«Лаборатория-18» была посвящена 200-летию со дня рождения И. С. Тургенева, все участники конкурса работали с романом классика «Дым».

Руководитель проекта — главный режиссер Александринского театра Николай Рощин.

 

30 марта, суббота 

19.00 Санкт-Петербургская консерватория представляет программу, посвященную 175-летию со дня рождения Николая Андреевича Римского-Корсакова (Концертный зал Мариинского театра – ул. Писарева, 20).

 30 марта на сцене Концертного зала Мариинского театра Санкт-Петербургская консерватория представит программу, посвященную 175-летию со дня рождения Николая Андреевича Римского-Корсакова. Жизнь и творчество этого великого русского композитора неразрывно связаны со старейшим музыкальным вузом России, носящим его имя.

Прозвучат фрагменты из любимых публикой опер и симфонические хиты композитора: Шехеразада и Испанское каприччио. Исполнители – Симфонический оркестр Консерватории под управлением ректора, заслуженного артиста России Алексея Васильева. В этот вечер на сцену также выйдут звезда мировой оперной сцены Олеся Петрова, солистка Академии молодых оперных певцов Мариинского театра Юлия Сулейманова и солист Мариинского театра Владимир Феляуэр.

 

20.00 Концерт контратенора, лауреата премии ECHO Klassik Валера Сабадуса (Большой зал Санкт-Петербургской академической филармонии им. Д. Д. Шостаковича – Михайловская ул., 2).

 Контратенор, дважды лауреат премии ECHO Klassik Валер Сабадус представляет в Большом зале филармонии программу из оперной музыки композиторов барокко и раннего классицизма. Вместе с певцом на сцене – Камерный оркестр “Quantum Satis” во главе с художественным руководителем Сергеем Фильченко.

Международная слава пришла к певцу в 2012 году после блистательного выступления в постановке оперы Винчи «Артаксеркс», показанной на сценах Королевской оперы Версаля, Театра ан дер Вин, Театра Елисейских Полей, Концертгебау. Запись оперы на CD и DVD была отмечена множеством наград. Далее последовали такие яркие работы, как заглавные партии в «Ксерксе» в постановке Стефана Херхайма в Немецкой опере на Рейне и «Тезее» Генделя на Генделевском фестивале в Карлсруэ, партия Нерона в «Коронации Поппеи» Монтеверди в Театре ан дер Вин, выступление на фестивале в Экс-ан-Провансе в заново открытой опере Кавалли «Елена».

В нынешнем концертном сезоне на лейбле Sony Classical вышел компакт-диск Валера Сабадуса “Caro Gemello”, наряду с многочисленными концертными турами, в том числе дебютом в Японии и Австралии, в планах певца – выступления в заглавной роли в восстановленном спектакле «Ксеркс» в Немецкой опере на Рейне, участие в программах Генделевского фестиваля в Халле и Международного фестиваля музыки Глюка.

 31 марта, воскресенье 

13.00 Шествие клоунских и театральных коллективов в рамках XVI Международного праздника юмора «Смешной фестиваль» (6-я и 7-я линии Васильевского острова). 

31 марта Васильевский остров станет международным центром смеховой культуры. Здесь в рамках XVI Международного праздника юмора «Смешной фестиваль» пройдет шествие клоунских и театральных коллективов из разных уголков России. Случайные прохожие и все те, кто специально придут на пешеходную зону 6-й и 7-й линии, узнают, как можно «отправиться в путешествие» на абсурдном «Чудомобиле», и станут свидетелями ошеломляющего парада от театра «Мимигранты», «PSY animation.», «Театр СоЛу», «Театр имени которого», театра-студии «Лица» и шоу барабанщиц «Феерия».

20.00 Концерт заслуженного коллектива России академического симфонического оркестра филармонии в рамках абонемента «Дебюты молодых дирижеров». Дирижер — лауреат премии ECHO Klassik 2016 Максим Емельянычев (Большой зал Санкт-Петербургской академической филармонии им. Д. Д. Шостаковича – Михайловская ул., 2). 

Программу абонемента «Дебюты молодых дирижеров», возрожденного по инициативе Юрия Темирканова, продолжает выступление заслуженного коллектива России под управлением лауреата премии ECHO Klassik 2016, номинанта на премию Grammy 2017 Максима Емельянычева. Прозвучат сочинения трех столетий, представляющие три музыкальных стиля – от классицизма Гайдна до «скифства» молодого Прокофьева.

Максим Емельянычев возглавляет барочный оркестр «Il Pomo d’Oro», в сезоне 2019/20 он официально станет главным дирижером Шотландского камерного оркестра.

Максим Емельянычев выступает не только в амплуа дирижера: он – победитель множества международных конкурсов как в качестве пианиста, так и в качестве клавесиниста. В 2013 году он был удостоен специального приза российской национальной премии «Золотая маска» за исполнение партии хаммерклавира в пермской постановке оперы Моцарта «Свадьбы Фигаро» под управлением Теодора Курентзиса.

Музыкант сотрудничает со множеством мировых оркестров – как барочных, так и симфонических. Он выступает с такими известными исполнителями, как Макс Эмануэль Ценчич, Хавьер Сабата, Юлия Лежнева, Франко Фаджоли, Дмитрий Синьковский, Алексей Любимов, Теодор Курентзис, Джойс Дидонато. В нынешнем сезоне в его планах – концерты с Национальным оркестром Лиона, Миланским симфоническим оркестром имени Джузеппе Верди, Национальным оркестром Бельгии, Ливерпульским филармоническим оркестром, лондонским Королевским филармоническим оркестром.