Выбрать страницу

Выставка Людмилы Сташкевич  «Город и люди» 

по 12 апреля, Галерея Третьякова

Представлены работы последних лет (гуашь и акварель) петербургского художника Людмилы Сташкевич. Она родилась в Ленинграде.

Вот как художник рассказывает о своей жизни:

— В 8 лет, после моих настойчивых просьб, мой папа отвёл меня в кружок рисования. Кружок был неподалёку от дома, и оказалось, что туда ходят ещё несколько ребят из нашего дома. Многие из них потом стали художниками. Двое – актёрами: Георгий Тараторкин, Гена Николаев. Всем нам несказанно повезло: кружком руководила замечательный художник и педагог Мария Алексеевна Горохова. Мы писали натюрморты, делали «композиции» на разные темы. Натюрморты развивали навыки живописи.

Однажды, в середине 80-х, меня отпустили на выставку моего первого учителя, Марии Алексеевны Гороховой. В тот период было довольно сложно и даже, скорей всего, невозможно куда-нибудь выбраться: маленькие дети нуждались в моём присутствии.

Свобода, ура! Выставка на Галерной, и с первой же минуты появилось чувство, что я попала опять в свой кружок рисования в доме пионеров Калининского района. Тут явно ощущался тот же дух. Как это происходило — загадка. Но это происходило. Марии Алексеевне было уже за 80, когда она писала эти великолепные энергичные натюрморты. Вот эта энергия и заставляла вспомнить атмосферу нашего кружка.

Теперь я понимаю, что где бы я ни училась, самым главным учителем всё-таки осталась Горохова, и, когда я после 15 лет перерыва снова начала писать, я чувствовала себя опять в той атмосфере. И с радостью забыла то, что было после кружка, и так не пошло мне впрок. Имею в виду 4 года СХШ (Средней художественной школы при институте Репина).

Поскольку время было упущено, получить художественное образование можно было только в заочном виде. Такая форма существовала в Педагогическом институте им. А.И.Герцена. Закончила там худграф довольно поздно. Потом было 2 года занятий у ученика В.Стерлигова, которые дали мне очень много.

И, конечно, нельзя не сказать о том сильном влиянии, которое оказала на меня живопись Майи Копытцевой. Я попала в эту семью в начале 70-х. Живопись её была жизнерадостной и энергичной, это был праздник. И у неё жизнь переходила в живопись, а живопись – в жизнь. Если честно, в СХШ постепенно живопись стала каторгой. А тут я поняла, что это праздник, и никак не иначе. Который всегда с собой.

Выставка «Гуманность металла»

по 28 апреля, Новый выставочный зал

Массимо Гьотти (род. 1938), будучи уже классиком итальянского искусства, остаётся современным и продолжает творить. На персональной выставке в Петербурге будут представлены произведения, созданные в разное время: композиционные панно, модульная скульптура, графика. Строгость, лаконизм и внутренняя логика выдают сильную классическую школу, пройденную Гьотти в Туринской академии художеств.

Произведения стоят на грани живописи и скульптуры. Поиски формы, эксперименты с излюбленным материалом, металлом, — итог размышлений автора о современном технократическом обществе, провозгласившем превосходство научно-технического прогресса.

Небольшие скульптуры представляют собой композицию из геометрических тел — куба и шара. Стальные объекты устроены как гармоничное сочетание модулей, пропорций целого и его частей, что с одной стороны, напоминает о стандартизации современного строительства, с другой, отсылает к традициям классического искусства – построения формы по законам «золотого сечения».

Выставочный проект «Мечты, ставшие реальностью»

по 30 апреля, Исторический парк «Россия — моя история»

Экспозиция расскажет о том, как мечты привели человечество в космос, как люди на земле реагировали на исследования космоса. Цель выставки — показать на примере развития космонавтики, что самые смелые фантазии о будущем могут стать реальностью!

Основу выставки составят экспонаты и копии фотодокументов, рассказывающие об истории отечественной космонавтики и воссоздающие атмосферу эпохи.

На выставке будут представлены многочисленные аудио- и видеоматериалы, которые позволят услышать голоса «пионеров космоса», а в специально созданном миниатюрном кинотеатре можно будет посмотреть увлекательные киносюжеты на космическую тему.

Выставка «Научная литература издательства Brill»

с 8 по 16 апреля, Российская национальная библиотека

На выставке изданий, поступивших из Библиотеки Конгресса США в 2018 г. в рамках международного книгообмена, представлено более 50 книг по истории, филологии, религии и философии, в том числе академические справочные издания одного из старейших издательств Европы Brill.

Среди экспонатов: «Введения в христианскую традицию издательства Brill» (Brill’s Companions to the Christian Tradition) и «Исследования по истории христианских традиций» (Studies in the History of Christian Traditions).

В экспозиции также представлены монографии из серии «Античная философия» (Philosophia Antiqua), книги по марксистской философии из серии «Исторический материализм» (Historical Materialism), издания по европейской философии Нового времени (Brill’s Studies in Intellectual History).

Особое место на выставке занимают книги по истории и культуре Востока. Например, фундаментальный «Справочник по востоковедению» (Handbook of Oriental Studies). 

Выставка «Олег Григорьев. Холодно быть человеком»

с 16 апреля по 12 мая, Музей Анны Ахматовой

Выставка – это попытка осмыслить фигуру поэта и художника в контексте художественной среды Ленинграда 70–80-х годов прошлого века.

Возможно, Олег Григорьев представляет собой один из ярчайших примеров творческого человека, сломленного советской системой во второй половине XX века. Впервые он попал в психиатрическую больницу прямо со школьной скамьи, его увезли из художественной школы (этот способ воздействия на неугодных широко применялся в 60–70-х). Был оттуда изгнан, что скорее подтверждает одаренность: примерно в то же время из СХШ исключали Шемякина, Шагина, Арефьева…

Олег Григорьев известен как автор детских стихов и коротких стихотворений, быстро уходивших «в народ». Однако он всегда мечтал иллюстрировать свои книги сам. Нельзя не отметить контраст между черным юмором его текстов и спокойной медитативностью графики. Это рисунки животных и растений, абстрактные композиции, изображения обнаженных женщин, пейзажи.

«Ночь музеев — 2019», 

18-19 мая

Только один раз в году бывает так, что музеи, театры, библиотеки и другие культурные пространства не закрываются в конце дня, а устраивают всенощный загул для любителей прекрасного. Акция, уже ставшая доброй петербургской традицией, в этом году состоится в ночь с 18 на 19 мая. Сейчас идёт активная подготовка к фестивалю: все участники придумывают и утверждают программы на заданную тему, которую выбирали в ходе конкурса в соцсетях. Победила формулировка «Элементы». Как объяснил автор идеи, это о людях, экспонатах и пространствах — обо всём, что составляет современный музей.

Выставка «Братья Морозовы. Великие русские коллекционеры»

21 июня – 6 октября, Главный штаб Эрмитажа

Выставка представляет шедевры Клода Моне, Пьера-Огюста Ренуара, Анри Матисса и других известных художников из легендарной коллекции Михаила и Ивана Морозовых. В Главном штабе демонстрируются более 100 произведений из коллекции Эрмитажа и около 30 картин из ГМИИ, собранных знаменитыми братьями Морозовыми. Посетителям предстоит увидеть два портрета Жанны Самари кисти Пьера-Огюста Ренуара, «Уголок сада в Монжероне» и «Пруд в Монжероне» Клода Моне, триптих «У Средиземного моря» Пьера Боннара, «Портрет Амбруаза Воллара», «Девочку на шаре» и «Странствующих гимнастов» Пабло Пикассо, «Красную комнату» Анри Матисса и другие шедевры. Целый зал посвящён творчеству Поля Сезанна.