Выбрать страницу

Рубец А.Д. в книге «История автомобильного транспорта России» пишет:

– В 1912 году в Санкт-Петербурге насчитывалось 328 таксомоторов, в Москве – более 220 и в других городах России – от трех до десяти. В 1909 году в Москве было образовано специализированное автопредприятие – «Товарищество автомобильного передвижения» (ТАП). Оно имело гараж на 30 автомобилей-такси с боксами для произведения ремонтных работ. В качестве таксомоторов использовались легковые машины французской фирмы «Дарракс», имеющие мощность 14-16 л.с. и кузов с четырьмя сиденьями. Шасси было специально усилено для российских дорожных условий. Автомобили имели окраску вишневого цвета, внутри обиты желто-синим сукном, оборудованы устройством для подогрева и элегантно выглядели внешне. В Санкт-Петербурге основным предприятием, занимавшимся эксплуатацией автомобилей-такси, было акционерное общество «Столичный таксомотор», образованное 1 мая 1909 года. Весь парк автомобилей-такси имел кузова типа «ландоле». В апреле 1909 года в Одессе было учреждено паевое товарищество для эксплуатации таксомоторов.

Часто клиент вызывал такси на дом по телефону. В Петербурге вызов осуществлялся через центральную станцию по приему заказов. Таким образом, централизованное диспетчерское руководство работой автомобилей-такси имело место уже в начале XX века. Кроме удобства для пассажиров, организация таксомоторных стоянок давала для городских властей дополнительный доход. За право стоянки таксомоторов у гостиниц, ресторанов, на площадях взимались довольно крупные суммы (200-500 рублей в год), так же, как и с извозчиков.

Рост численности таксомоторов вызвал дополнительную потребность в шоферах. Предложение немедленно отреагировало на спрос. Водители такси могли зарабатывать вместе с чаевыми 100-150 рублей в месяц, поэтому желающих получить престижную профессию было довольно много. Журнал «Автомобилист» в 1909 году отмечал: «Появившиеся недавно таксомоторы пользуются большим просом у публики. Можно с уверенностью сказать, что московские таксомоторы лучше берлинских и парижских».

К лету 1914 года в Питере работали 402 таксомотора. Поскольку такси освобождались от военно-автомобильной повинности, промысел успешно продолжался в течение всей Первой мировой войны. В это время многие предприятия перешли под контроль РТМАО. В начале 1918 года Советская власть реквизировала в Петрограде практически все оставшиеся автомобили, такси исчезли с улиц города.

Разумеется, масштаб развития таксомоторного дела в Санкт-Петербурге значительно уступал таким городам, как Париж, Лондон или Берлин. Тамошние крупные компании имели в 10–20 раз больше машин, чем РТМАО. Тем не менее структура Общества послужила показательным примером при организации таксомоторных хозяйств в СССР в 20–30-х годах. Напомним, что первый ленинградский таксопарк открылся только 14 июля 1929 года при Транспортном подотделе городского отдела коммунального хозяйства. Город получил 37 открытых автомобилей Ford. В 1930 году Ленинград обслуживало всего 83 таксомотора.