Выбрать страницу
Выставка «По следам Поп-Механики» отроется в Центре современного искусств Сергея Курёхина. Она посвящена Сергею Курëхину, легендарной личности, одному из главных петербургских героев конца ХХ века, гениальному композитору и пианисту, создателю и руководителю уникального оркестра «Поп-механика», автору музыки к кинофильмам и основателю звукозаписывающей фирмы, организатору своего Центра космических исследований и собирателю кактусов, издателю и библиофилу, которому в этом году исполнилось бы 65 лет, сообщает пресс-служба Центра.
Футуристически звучное имя «Поп-механика» появилось в середине 1980-х годов, революционизировав и окончательно изменив культурную жизнь Ленинграда (Санкт-Петербурга) и России в целом. Об этих концертах, окруженных фантастическими слухами, например, о возможном появлении на сцене живых тигров, или от том, что в представлении задействованы Эдита Пьеха или Ванесса Редгрейв, Борис Штоколов или Ансамбль песни и пляски Советской армии, узнавали заранее. Курëхин ходил по городу и с увлечением рассказывал о тех сюрпризах, которые предстоит увидеть на ближайшем выступлении «Поп-механики», будь то о садо-мазохистских сценах, которые разыграют художники, или о появлении обнаженной арфистки, или о том, как он сам будет парить под потолком БКЗ Октябрьский в подлинном костюме Ихтиандра из легендарного фильма «Человек Амфибия». Но эти рассказы, раскрывавшие будущую тайну, не лишали «Поп-механику» новизны и неожиданности.
Каждая «Поп-механика» обладала неповторимостью и создавалась Сергеем Курëхиным буквально на глазах у зрителей в зависимости от места представления, аудитории и состава участников. Атмосфера «Поп-механика» во многом определялась и тем, что она неразрывно была связана с искусством. Как во времена футуристической оперы «Победа над Солнцем» разрывали на сцене коллективно расписанный ими занавес Новые художники, шествовал с огромным надувным драконом на плечах основатель группы Тимур Новиков, поедал цветы принявший титул Председателя Земного шара Сергей Бугаев Африка, декламировал свои песни, облеченный в военно-морскую форму Юрий Циркуль (Красев). Облик «Поп-механики» менялся со временем от черного юмора дадаистких перфомансов до постидеологических представлений, от футуристических костюмов Сергея Чернова, вдохновленных промышленной свалкой и «Механическим балетом» Фернана Леже до героев античных мифов, разыгранных художниками неоакадемистами Олегом Масловым и Виктором Кузнецовым.
«Поп-механика», пронизанная энергией своего создателя и завораживающей силой популярных мелодий, маршей и ритмов, мифологизировала «время перемен». Совмещение рока, джаза и классической музыки, карнавальный принцип переворачивания, коллаж из законченных музыкальных блоков – все это и многое другое, со временем ставшее частью современной музыкальной культуры, впервые воплотилось в «Поп-механике». Курëхин говорил, что «Поп-механика» это не группа, а способ мышления. Он не просто уловил тончайшие, доступные его слуху общественные колебания, но и стал их совершенным резонатором. «Поп-механика» деконструировала Большой рассказ о культуре, о музыкальной и социальной однородности, показав, как в нем одновременно существуют множество повествований о тоталитарной, популярной, маргинальной культуре. Ее принцип можно назвать структурированной свободой. Курëхин импровизировал на сцене, манипулируя готовыми музыкальными формами.
Выставка «По следам «Поп-механики» – долгосрочный проект, начало которому положила одноименная экспозиция в Русском музее в 2000 году. Начиная с 2014 года, выставки, в которых представляются новые грани «Поп-механики», регулярно проходят в Центре Современного Искусства имени Сергея Курëхина, приуроченные ко дню рождения одной из самых выдающихся личностей нашего времени, эпохи кардинальных перемен и поиска новых смыслов.