Выбрать страницу

2 августа Православная церковь почитает пророка Илию, жившего в IX веке до нашей эры. Пророк, наравне с Николаем угодником, принадлежит к самым популярным святым. Сохранилось много икон с его изображением, особенно популярны были изображения «Огненного восхождения», на которых пророк в огненном облаке, поддерживаемый ангелом, едет в колеснице, запряженной огненными конями.

Когда Илия родился, его отцу было видение, что с младенцем как с равным беседуют мудрые старцы, кормят его пламенем и пеленают огнем. Когда Илия повзрослел, Господь отправил его к еврейскому царю Ахаве, который поклонялся идолам и заставлял весь свой народ это делать. Пророк предсказал голод, если царь не одумается и не примет истинную веру. Ахава отказался это сделать, и в его стране наступила великая засуха. В это время Илия жил в пустыне, куда ему приносили еду вороны.

Через три года пророк опять вернулся в царство Израильское и сообщил, что все беды народа из-за того, что они забыли истинного Бога. В доказательство он предложил соорудить два жертвенника: один языческому богу Ваалу, которому тогда поклонялись израильтяне, а другой – христианскому Богу. Утром язычники стали возносить молитвы Ваалу, но это не дало никакого результата. Когда пришло время вечернего жертвоприношения, Илия положил на свой жертвенник дрова и велел поливать их водой. Пророк стал молиться Господу, с неба сошел огонь и сырые дрова вспыхнули. После этого небо затянулось тучами, и начался дождь, которого все так долго ждали. Увидев это чудо, люди начали прославлять Господа и снова уверовали.

После принятия Русью христианства образ Ильи-пророка, благодаря сходству функций, органично заменил громовержца Перуна, почитавшегося, по свидетельству Прокопия Кесарийского, ещё древними славянами. Представления о том, что Илья ездит по небу на колеснице, гремит и пускает молнии, преследуя змея, не являются славянской новацией. Об их широком бытовании ещё среди византийцев свидетельствует «Житие Андрея Юродивого», написанное не позднее X века. А. Н. Веселовский приводит мнение греческого исследователя Николая Полита, согласно которому на святого перешли некоторые черты Зевса (которому тоже поклонялись на горных вершинах) и Гелиоса (благодаря омонимии, наличию огненной колесницы и др.), хотя сам критикует последнюю точку зрения.

В России святой Илия считается покровителем военно-воздушных сил и воздушно-десантных войск (ВДВ).

Все народные сказания свидетельствуют о том, что пророк Илья является исполнителем Божьего закона и проявлением гнева Божьего, причём особенно достаётся от Ильи демонам и представителям нечистой, потусторонней силы, которых он поражает своими стрелами-молниями. 2 августа, согласно народным приметам, происходит поворот лета к зиме («На Илью зима с летом борется»). В этот день молитвенно просили у Ильи дождя или солнечной погоды, в зависимости, что было нужнее.

В старину на Ильин день традиционно в складчину устраивался коллективный праздник, который назывался «братчиной» (или «мольбой»), а приготовления к пиру начинались за несколько дней. На него собирались все жители деревни, а то и нескольких соседних деревушек. Центральным блюдом стола был барашек или бычок, которого символически приносили в жертву Илье, а в качестве основного напитка обычно подавалось пиво. Деревенские женщины также выпекали обрядовое печенье (хлебцы) из новой муки. А после пира начинались весёлые гулянья: хороводы, игры и песни.

Как и в древние времена, в Ильин день люди выпекают из зерна нового урожая хлеб и всевозможные пироги, готовят мясные блюда — преимущественно из говядины или баранины. Согласно одному из ритуалов, на Ильин день нужно в своем огороде подкопать молодой картофель и приготовить из него блюдо. В этом случае картошка вырастет отменная и будет хорошо храниться весь год. Можно приготовить жаркое по-домашнему или, к примеру, картофельные зразы с грибной начинкой.

В некоторых селах жители по-прежнему собираются на совместную трапезу, причём пищу готовят не только для себя, но и щедро делятся ею с малоимущими и бездомными.

А, например, в православной Болгарии в этот день для ритуального обеда праздничное мясо готовят на вертеле. А ещё варится специальный суп из куриных потрохов, для которого жертвуется самый престарелый петух из курятника.

В народе принято в этот праздник устраивать пышный обед. Хозяйки ставят на стол тушеную баранину и свинину, хлеб, лепешки. Праздничной едой угощают членов семьи, друзей и соседей. В Ильин день принято проявлять милосердие и кормить малоимущих. После праздничного пиршества люди устраивают народные гуляния и ярмарки. Они поют обрядовые песни, водят хороводы и организуют игры.

Источники:

https://vsyamagik.ru

https://my-calend.ru

http://mirkultura.ru