Выбрать страницу

С этого дня началось железнодорожное движение от Петербурга до Петергофа. Первый поезд отправился в 10 часов утра был в пути час десять минут.  Железнодорожный узел из Санкт-Петербурга в Петергоф строился во время Крымской войны, из-за нехватки государственных средств его возводили на деньги барона А. Штиглица.

Проект здания вокзала разработал архитектор Александр Иванович Кракау. Он взял за основу часть здания Восточного вокзала в Париже, изменив форму кровли с полукруглой на двускатную.

Открытие движения по новой железной дороге состоялось 21 июля (старый стиль) 1857 года. Вокзал был назван Петергофским. 7 июня 1864 года отсюда отправился первый поезд до Ораниенбаума. В этот день к 10 часам утра к Балтийскому вокзалу непрерывно прибывали кареты. У входа в правое крыло вокзала гостей едва успевали высаживать. Прибыл и «герой дня» барон Штиглиц, которого встречали особенно торжественно. Освящение Петергофской железной дороги произошло несколькими днями ранее, 18 июля.

К перрону был подан состав из 14 вагонов производства Александровского завода. В каждом вагоне ехало по 20 «высокопоставленных особ». Всего в первый поезд уселось около 300 человек. Через 1 час 10 минут после отправления он благополучно прибыл на конечный пункт — Новый Петергоф. Об этом торжественном событии «Санкт-Петербургские ведомости» писали:

— Открытие железной дороги последовало 21-го в воскресенье в 10 часов, а с 22-го поезда уже отправляются ежедневно по расписанию. В воскресенье дебаркадер Петербургской станции был убран гирляндами из дубовых листьев и разноцветными флагами. Посредине возвышался герб Петербургской губернии… Вокзал и вагоны устроены с большим вкусом и удобством. Жаль только, что как в Петербурге, так и в Петергофе вокзал очень далеко от города…

Вот как описывали новое сооружение в путеводителе того времени:

—Каменное здание, крытое железом. Имеются покои для особ Императорского дома. Залы для пассажиров всех трех классов; очень хороший буфет для I и II классов; особый буфет для III класса. Таксы умеренные как для горячей, так и для холодной пищи. При буфете I и II класса имеется несколько газет для чтения пассажиров; кроме того, имеется ларь для газетной и книжной торговли. Желающие могут получить в буфете письменные принадлежности и купить почтовые марки. Имеется дамская уборная и при ней женская прислуга, имеется также мужская уборная с прибором для умыванья. Есть медицинский кабинет для подачи врачебной помощи внезапно заболевшим…

Лицевой фасад Петергофского вокзала был украшен большим полукруглым витражом, в который вставили часы фирмы «Павел Буре», в XX веке переведенные на электрическое питание и работающие до сих пор.

Здание состояло из трёх частей:

-средней, слегка углубленной

-двух флигелей по бокам

В одном из них располагались билетные кассы, отделение для хранения багажа и помещения служащих. Другая же часть была предназначена для приема лиц царской династии.

Центральная часть вокзала снаружи украшена башенками и полукруглым витражным окном. Там же располагаются часы «Павел Буре», которые висят на своем месте до сих пор. Для входа предназначено 5 высоких дверей арочного типа, с двух сторон от которых расположены точно такие же окна.

С 1857 года существует площадь Балтийского вокзала, которая находится между самим вокзалом и Обводным каналом. Здесь расположена конечная остановка общественного транспорта, идущего до Балтийского вокзала.

Во время реставрации в 30-х годах из-под купола убрали пути, закрыли дополнительные входы, а центральный сделали на месте трехарочных окон. Тогда же у вокзала появился первый электрический путь. С 1933 года Балтийский вокзал стал принимать и отправлять только пригородные поезда; сегодня по объёму пассажиропотока пригородного сообщения он входит в число крупнейших в России.

В 1955 году к левой части здания пристроили метро «Балтийская». С 2003 года на вокзале работают турникеты.

Источники:

http://panevin.ru

https://peterburg.guide

http://www.ipetersburg.ru