Выбрать страницу

24 дня ушло на то, чтобы добраться до Петербурга, а точнее до аэродрома в Гатчине, хотя в воздухе пилот только 17 часов 26 минут.

Этот перелёт был выдающимся для своего времени достижением — его дальность составляла более полутора тысяч километров. Самолет, на котором Абрамович прилетел в Россию, сильно отличался от «классического» «Райта». По инициативе Абрамовича на нём ликвидировали передний руль высоты, удлинили хвостовую ферму и на ней, за рулем направления, установили горизонтальный стабилизатор и руль высоты. Была изменена также система управления самолетом, вместо полозьев поставлено колесное шасси, применен новый 90-сильный двигатель немецкой фирмы NAG. Самолет стал более устойчивым, а для взлета больше не требовались катапульта, деревянный рельс и отделяемая тележка, как на первых «Райтах». Модифицированная машина получила обозначение «Абрамович-Райт».

Всеволод Михайлович Абрамович, лётчик и изобретатель, один из пионеров русской авиации. Он занимался усовершенствованием самолетов «Райт», изобрел прибор для определения воздушной скорости, установил несколько авиационных рекордов на усовершенствованных им самолётах «Райт». Наконец, 1—24 июля 1912 года он совершил уникальный, рекордный (1500 км) перелёт Берлин—Петербург.

Вот что сам он писал в «Вестнике воздухоплавания»:

— Мысль о перелете родилась случайно. Закончив переработку аппарата и установив на нем мотор, впервые испытываемый, я решил попробовать аппарат и мотор. Лучшей пробы, чем дальний перелет, не придумаешь, и я решил отправиться в Россию. Вылетел из Берлина 1 июля, находился в пути 23 дня. Летели мы, ориентируясь по географической карте, изредка по компасу. Мой спутник, пилот дирижабля, великолепно ориентируется в воздухе и хорошо разбирается в облаках. Благодаря ему мы спасались от грозовых туч. Сообщались записками. Летали утром и вечером, держась высоты 1000–1300 метров… Всего в воздухе находились 17 часов, но ветры, неисправности мотора и ряд непредвиденных осложнений растянули путь на 23 дня… Мне пришлось первому перелететь русскую границу и познакомиться с воздушными кодексами. Меня предупредили, что если не спущусь, то в аппарат будут стрелять. Встретили меня чрезвычайно любезно. Высшие чины и низшие чины строжайшим образом разбирались в документах.

Этнический еврей Всеволод Абрамович, гражданин Российской империи стал одним из лучших летных инструкторов… Германии.

Незадолго до смерти Абрамович решил послужить Отечеству. Он направил военному министру Владимиру Сухомлинову письмо:

— Приемлю смелость обратиться к Вашему Высокопревосходительству с покорнейшей просьбой милостиво разрешить мне войти в подведомственное Вам Военное министерство с предложением приобрести у меня потребное количество летательных аппаратов системы Wright. Непоколебимо веря в то, что мои аппараты сослужат верную службу отечественной армии в соответствующий момент, имею намерение воспитать и надлежащий кадр военных пилотов…

Самолеты были изготовлены, но вот поработать с русскими авиаторами Абрамовичу было не суждено. В апреле 1913 года одна из петербургских газет писала:

— Телеграф принес печальное известие о гибели в Иоганнистале (близ Берлина) одного из самых видных представителей современной авиации — 11 апреля, при спуске на аэроплане Райта, пилотируемом княгиней Евгенией Шаховской, потерпел серьезную аварию небезызвестный петербуржцам наш соотечественник Всеволод Абрамович. От полученных увечий и сотрясения всего организма отважный авиатор на другой день скончался.

Источники и фото:

https://mustang-by.livejournal.com/272408.html
http://dvvaiu.net.ru/