Выбрать страницу

14 октября (2 октября по старому стилю)  1860 года в Санкт-Петербурге постановкой оперы М.И. Глинки «Жизнь за царя» открывается Мариинский театр.

Театр стал называться Мариинским, по имени супруги Александра II императрицы Марии Александровны. Это был театр, по свидетельству современников, «великолепнейший в Европе», но из-за нехватки служебных площадей и устаревших деревянных конструкций его приходилось постоянно перестраивать. В XIX веке здание театра дважды реконструировалось. По проекту главного архитектора Дирекции Императорских театров Шретера в 1884-1886 годах перестраивались закулисные помещения. В 1894-1896 главным инженером Смирновым проведена реконструкция зрительской части. К главному фасаду, выходящему на площадь, пристроили новый корпус с вестибюлем, парадными лестницами и фойе. Яркий живописный плафон выполнен живописцем Фрачиоли по эскизам профессора Дузи. Бронзовая трехъярусная люстра с хрустальными подвесками и канделябры были изготовлены на пожертвования купца Плеске, награжденного золотой медалью «во внимание к такой особой артистической заслуге». Великолепная декоративная отделка зрительного зала в основном сохранилась до наших дней. Ослепительная белизна скульптур, мягкое сияние позолоты, голубой тон обивки и драпировок — таков уникальный колорит зрительного зала — самого лирического театрального зала Европы.

Уникальный занавес, ставший эмблемой Мариинского театра, создан в 1914 году по эскизам выдающегося театрального художника Александра Головина. В 1952 году художник Симон Вирсаладзе изменил цветовую гамму занавеса — в соответствии с цветом обивки мебели и драпировки зрительного зала из темно-красного он сделал его сине-голубым. Во время Второй мировой войны в здание театра попало более двух десятков снарядов, но к осени 1944 года оно уже было восстановлено. В конце 1960-х годов в ходе реконструкции была перестроена сценическая коробка. Подъемный пол оркестровой ямы и другие технические приспособления позволяют по-разному использовать оркестр и добиваться сложных декоративных эффектов. Однако время требует постоянного совершенствования сценической машинерии, и театр готовится к очередному техническому обновлению».

На сцене Мариинского театра состоялось множество мировых премьер опер и балетов, ставших впоследствии признанной классикой и украшением театральных сцен всего мира: «Князь Игорь» Александра Бородина, «Спящая красавица» и «Пиковая дама» Петра Чайковского, «Раймонда» Александра Глазунова, «Ромео и Джульетта» Сергея Прокофьева. Долгое время главным балетмейстером Мариинского театра был Мариус Петипа. Здесь выступали Фёдор Комиссаржевский, Фёдор Стравинский, Фёдор Шаляпин, Осип Петров, Анна Павлова, Вацлав Нижинский, Матильда Кшесинская, Галина Уланова, Рудольф Нуреев, Михаил Барышников и многие другие.

В 1920 г. Мариинский театр был переименован в Государственный академический театр оперы и балета. В 1935 г. ему было присвоено имя С. М. Кирова, в народе он стал называться Кировским. Во время Великой Отечественной войны и блокады Ленинграда здание Мариинского театра сильно пострадало от авиабомб и артобстрелов, но к осени 1944 г. оно уже было восстановлено.

В 1966-1970 гг. помещения Мариинского театра были расширены за счёт пристройки с южной стороны нового корпуса. Сооружён этот корпус был в едином стиле с самим театром, здесь был размещён репетиционный зал. Также была реконструирована сценическая коробка: благодаря новым техническим приспособлениям появилась возможность по-разному использовать оркестр, и использовать сложные декоративные эффекты. В 1992 г. театру было возвращено историческое название.