Выбрать страницу

В первые недели и месяцы работы в метро спускались десятки тысяч ленинградцев, желающих полюбоваться подземным чудом – великолепно оформленными светлыми станциями, скорыми подземными экспрессами, бегущими лестницами. Большинство из них еще не пользовались метрополитеном регулярно, а просто катались на новом виде городского транспорта, потому что первая очередь вовсе не решила все назревшие к тому времени транспортные проблемы в городе, а лишь послужила отправной точкой начала большой стройки транспортной системы большого города.

Едва успели ввести в эксплуатацию первую очередь, точнее ее первый участок, как уже закипели работы по строительству следующего участка. Им, согласно проекту, стал 3,5 км участок от станции «Площадь Восстания» до станции «Площадь Ленина» (в проекте «Финляндский вокзал»). Метростроевцам предстояла работа на очень сложном участке, перегонные тоннели «Чернышевская» — «Площадь Ленина» должны были стать первыми в городе, пересекающими реку Неву под водой.

В то время строители и проектировщики не обладали никакими геологическими данными по новому участку, помогли специалисты Горного института, которые провели все необходимые работы. Глубина Невы в пересекаемом месте достигала 25 метров, ширина – более 300 м. На строительстве нового участка применялись самые передовые технические достижения. Тоннели было решено проложить на глубине более 70 м. При их проходке впервые в Ленинграде применялся кессонный способ. Кессон – камера с повышенным давлением воздуха, которое предохраняло тоннель от прорыва воды, но негативно сказывалось на здоровье рабочих при длительной работе в таких условиях (т.н. кессонная болезнь). На этом участке впервые были применены железобетонные тюбинги вместо чугунных. Новые станции стали самыми глубокими не только в Ленинграде но и во всей стране, их глубина заложения составила около 70 м. Метростроевцы прекрасно справились в срок с поставленной задачей, кроме того они получили ценный опыт работы в таких сложных условиях.

Между тем в 1956 году Ленпроектом был разработан десятилетний план по развитию Ленинградского метрополитена. К 1958 году предполагалось сдать участок «Площадь Восстания» — «Площадь Ленина», построить второй выход в город со станции «Площадь Восстания» к Московскому вокзалу. После 1958 года планировалось провести первую линию от станции «Площадь Ленина» на Петроградскую сторону до станции «Площадь Льва Толстого». До 1961 года предполагалось открыть движение по первому участку второй линии от станции «Парк Победы» до станции «Технологический институт». На 1960-1965 года было намечено продление второй линии до станции «Желябова» (ныне «Невский проспект») и строительство третьей линии от станции «Площадь Восстания» до станции «Театральная площадь» (с промежуточными станциями «Садовая», «Желябова» и «Исаакиевская площадь»).

Однако очень скоро эти планы были скорректированы в соответствие с общей стратегией развития Ленинграда. Так в связи с началом массового жилищного строительства на севере города в районе Гражданки пришли к выводу, что первую линию следует провести туда для создания быстрой и удобной связи нового района с центром города. Трассировка третьей линии была так же изменена, линию решили провести на Васильевский остров.

1 июня 1958 года было открыто движение поездов на участке «Площадь Восстания» —
«Площадь Ленина». Станция «Чернышевская» была открыта чуть позже – 1 сентября того же года. Таким образом после открытия станции «Площадь Ленина» линия метрополитена стала соединять все 5 городских вокзалов: Финляндский, Московский, Витебский, Балтийский и Варшавский.

В 2018 введены в эскплуатацию новые станции Невско-Василеостровской линии метрополитена «Беговая» и «Новокрестовская».

Данный участок линии метрополитена решил вопрос транспортного обеспечения Приморского района Санкт-Петербурга высокоскоростным видом общественного транспорта.
Пропускная способность участка линии – 29 пар поездов в час. Строительство осложнялось необходимостью прокладывать тоннель протяженностью более 5 километров под Финским заливом.

Источники:

http://www.mirmetro.net/

https://krti.gov.spb.ru