Выбрать страницу

Большеохтинский мост имеет небольшое внешнее сходство с Тауэрским мостом в Лондоне.

26 октября 2011 года в честь 100-летнего юбилея моста в левобережную башню впервые за всю историю переправы впустили посетителей. Доступ был открыт до 13 ноября.

По легенде, среди миллиона металлических заклепок Большеохтинского моста есть одна, сделанная «на счастье» из чистого золота. Чтобы ее нельзя было обнаружить и украсть, заклепку покрыли сверху металлической пленкой. Золотую заклепку искали многие — и туристы, и строители, в разные годы ремонтировавшие переправу, но найти ее пока не удалось.

Районы Большая и Малая Охта, расположенные на правом берегу Невы и разделенные одноименной рекой, имеют богатую историю. Первое письменное упоминание об этих местах относится к 1300 году: река упоминается в Новгородской летописи. До XVIII века здесь находилась шведская крепость Ниеншанц. Позднее крепость срыли, а на ее месте по указу Петра I заложили Охтинское Адмиралтейство. В новой российской столице этот район стал промышленным центром. Здесь работала судостроительная верфь, пильная мельница, пороховой завод, развивался молочный промысел и другие производства.

Первые планы строительства моста через Неву на Охту обсуждались еще в 1820-х годах. Так, в 1829 году, когда разрабатывался перспективный план развития города,  Николай I распорядился соорудить мост у места впадения Охты в Неву. Но в то время это было слишком сложной и дорогостоящей задачей, и план не был реализован.

Долгое время берега Невы в этом месте связывала паромная переправа.

В 1860-е годы городские власти вернулись к идее построить здесь постоянную переправу, учредив «Общество Охтинского, через Неву моста». Однако проект вновь столкнулся с экономическими проблемами, к тому же начались споры по поводу расположения будущего моста: каждый из местных промышленников требовал, чтобы переправу строили рядом с его предприятием, а лобби перевозчиков выступало против сооружения моста, которое подорвет их бизнес.

5 июня 1884 года Государственный совет России постановил: «Признать Охтинский пригород подлежащим присоединению к городу Санкт-Петербургу в хозяйственном отношении, с тем, чтобы мера сия была приведена в исполнение по устройству моста через Неву, которым предполагается соединить столицу с означенной местностью». Ровно через три года выбрали и место: решено было строить мост от Смольного собора до Охтинской верфи. Но окончательное решение о сооружении моста приняли только 22 января 1900 года.

1 сентября 1901 года Городская дума объявила международный конкурс на лучший проект моста. За 12 месяцев поступило 16 проектов, в том числе семь из Петербурга, один из Москвы, по два из Франции и Австро-Венгрии, по одному из Германии, Голландии, Испании и США.  Но ни один из них не был одобрен.

22 марта 1905 года комиссия остановилась на внеконкурсном проекте Охтенского моста (так называли его ранее), авторы — профессор Г.Г. Кривошеин (техническая часть) и инженер В.П. Апышков (архитектурная часть).

В отличие от Благовещенского и Литейного мостов с разводными пролетами поворотной системы у берегов, проект Кривошеина и Апышкова, поданный под девизом «Свобода судоходству», предусматривал сооружение моста с разводным пролетом раскрывающейся системы, расположенным посередине реки.

Однако строительство моста долго не могли начать.  В 1906 году мост решено было строить не от Смольного, а от лесной биржи купца Беляева, расположенной выше по течению Невы, у Большеохтенского перевоза.

Дело ускорила катастрофа с человеческими жертвами. Весной 1907 года на Неве затонул пароход «Архангельск», обслуживавший перевоз от Смольного на Охту. 13 мая того же года царь Николай II повелел: «Не затягивать постройку моста!». К 24 сентября 1907 года проект был доработан и утвержден.

Крайне необычный по своим архитектурным формам, мост стал образцом стиля модерн, с его стремлением к синтезу художественного и утилитарного.

26 июня 1909 года состоялась торжественная церемония закладки моста. Дата была приурочена к 200-летию Полтавской битвы, и потому переправу решено было назвать в честь императора Петра Великого. Он получил название «Охтенский мост Императора Петра Великого».

Город заключил договор с варшавским заводом «Рудзский и Ко.» на постройку моста за три года. Согласно контракту, строительство велось русскими рабочими из отечественных материалов. Разводной пролет с механизмом был изготовлен на Санкт-Петербургском металлическом заводе. Руководил работами Г.Г. Кривошеин. Строительство моста обошлось казне в 4 400 000 рублей.

26 октября 1911 года состоялся торжественный ввод моста в эксплуатацию в присутствии министра внутренних дел А.А. Макарова (хотя работы еще продолжались до 1913 года).

После революции 1917 года мост Императора Петра Великого переименовали сначала в Большеохтенский, а в 1956 году — в соответствии с новыми правилами орфографии — в Большеохтинский.

8 ноября 2021 года Большеохтинский мост отмечает свой 110-летний юбилей.

Источник: https://mostotrest-spb.ru/jubilees/bolsheohtinskij-most-93