Выбрать страницу

С 22 по 29 ноября в Петербурге прошёл фестиваль «Площадка Vol.4» — первый в России форум независимого театра, который ежегодно собирает в своей программе самые резонансные и значимые для современного российского театрального контекста имена и коллективы, сообщает пресс-служба организаторов.

В этом году программа «Площадки» была разделена на три раздела: SITE, SPECIFIC и TALKS. Это стало лозунгом фестиваля, действительно организовавшем несколько «секретных» мероприятий с дискуссиями о современном театре, капитализме и экологии — в специфических пространствах вроде подвала, где раньше располагался театр для детей от года, или в телеграм-чате.

Весь блок событий под названием SPECIFIC проходил в городских публичных и частных пространствах: например, перформативная инсталляция Элины Куликовой «Страх и трепет» развернулась в подъезде знаменитого «Дома с ротондой» на Гороховой улице, а театр «Груз 300», показавший на фестивале спектакль-променад «Рейв 228», провёл зрителей по маршруту с остановками в петербургских дворах, магазине игрушек и жилой квартире. Третий проект, вошедший в программу SPECIFIC, — городской балет «ДАНОМНЕТЕЛО» от «Театра.На вынос» и актёров с курса Юрия Муравицкого из МШНК, совершивших художественную интервенцию в фойе Новой сцены Александринского театра.

Основная программа — SITE — проходила на площадке «Скороход». Здесь состоялось пять премьер петербургских театральных команд и два гастрольных показа от режиссёров из Москвы: фестиваль привёз спектакль «28 дней» Юрия Муравицкого и Светланы Михалищевой, номинированный на «Золотую маску», а также постановку «Вакханки» культового режиссёра Всеволода Лисовского.

Открылся форум двухдневными показами премьеры «Такого театра» — «Иранская конференция» по пьесе Ивана Вырыпаева. Другая важная премьера — иммерсивная мелодрама «Жестокая иллюзия любви» — напротив, закрыла фестивальную неделю.

Этот спектакль стал своего рода проверкой на прочность чуть ли не для всех участников процесса: актёров, зрителей, самого режиссёра и, пожалуй, журналистов и критиков. Играя с ожиданиями, которые формировала пиар-кампания спектакля, режиссёр Артём Томилов предложил перевернуть восприятие и посмотреть под неожиданным углом на: процесс создания и реализации театрального события, актёрскую игру, зрительское соучастие и присутствие на спектакле, проблему поиска новых форм выражения и соотношения их с устоявшимися традициями. В конце концов, на существование театра в рамках капитализма — на его способность к приспособлению, отказу или протесту.

Сайт-специфические спектакли из раздела SPECIFIC тоже предлагали разные форматы и уровни вовлечения зрителей. Во время иммерсивного сеанса на инсталляции «Страх и трепет» перформеры предлагали гостям послушать аудиозапись на волнительные темы, съесть хлеб и выпить молока. «Рейв 228» задуман как променад с выполнением различных заданий: найти «закладку», повесить плакат, написать мелом послание на асфальте (и параллельно объяснить интересующимся прохожим, в чём тут, собственно, дело). «ДАНОМНЕТЕЛО» был, по большей части, традиционно «зрительским» событием, где аудитория наблюдала за тем, как актёры взаимодействуют с окружающей средой и её неожиданными проявлениями.

Дискуссионный блок — TALKS — состоял из завтраков в «секретных местах», мастер-класса Юрия Муравицкого и нескольких вечеринок. Одна из них была так же и самостоятельным театральным событием — шоу-перорфмансом «Драка&Танцы». Его придумала петербургская команда «Перфобуфет»: следуя вполне драматическому сюжету о двух поспоривших друзьях, перформанс предлагал зрителям не просто встать на сторону одного из них, но по-настоящему принять участие в шоу, проголосовать за победителя, а в конце — танцевать.

Фестиваль «Площадка» прошёл в Петербурге в четвёртый раз. В этом году большинство событий были посвящены поиску новых подходов к освоению публичных пространств и исследовали отношения между человеком, правилами, властью и городом.

Форум проводится при поддержке Комитета по культуре Санкт-Петербурга.