Выбрать страницу

По статистике, до трети школьников заканчивают 11 класс в очках, выписанных из-за близорукости, которая начала развиваться еще в начале обучения. Этот феномен профессор и офтальмолог Аветисов назвал «школьной близорукостью» и причину его появления видел в резком росте нагрузок на детское зрение с началом обучения в школе. Игорь Азнаурян, офтальмохирург, доктор медицинских наук, профессор, основатель детских глазных клиник «Ясный взор», рассматривает этот феномен шире и объясняет, почему так происходит.

Почему растет число близоруких детей?

Близорукость – это болезнь эволюции: так все человечество платит за блага прогресса и цивилизации. Если наши предки в массе своей практически никак не напрягали зрения (за исключением нескольких очень узких групп: монахов, рукодельниц, художников), то теперь все иначе. С самых ранних лет почти каждый человек подвергает зрение существенным нагрузкам  – сначала во время учебы в школе, колледже, вузе, затем  – на работе. Огромное число профессий, без которых невозможно существование современного общества, требуют ежедневной нагрузки на зрение.

А для того, чтобы получить профессию, которая способна прокормить, человек с 6-7 лет начинает учебу в школе. Однако наша зрительная система формируется в период с 1 года до 10 лет. Таким образом, еще только развивающаяся система зрения подвергается значительным нагрузкам. Вот и причина резкого роста числа близоруких детей.

Причины близорукости

Первая причина – наследственный фактор. Если у родителя есть близорукость, то высока вероятность аналогичной проблемы и у ребенка. Если близоруки оба родителя  – вероятность достигает 80%.

Вторая причина, которая тесно связана с первой  – образ жизни. Это не только раннее начало учебы и большие нагрузки на глаза. Это и несоблюдение режима «учеба  – отдых», когда ребенок после школы либо просиживает часами за уроками, либо отдыхает за теми же гаджетами с кино или играми. Меж тем, дети, которые проводят на улице 10-12 часов в неделю, в десять раз меньше подвержены риску близорукости, т.к. ультрафиолет благотворно влияет на состояние глаз.

К образу жизни относятся и чтение, смотрение, письмо в движущемся транспорте, лежа, стоя или на ходу. Все это приводит к тому, что нет фиксированного расстояния до глаз, от чего они вынуждены все время перестраиваться. Это вызывает перенапряжение глаз и дисбаланс в работе цилиарных мышц.

Опасность близорукости

Многим кажется, что близорукость  – лишь досадная помеха в жизни, но, увы, это не так. По наблюдениям врачей-офтальмологов, риск развития дистрофических процессов глазного дна выше именно у близоруких детей, как и риск отслойки сетчатки, что нередко указывает на развитие этих процессов. Когда близорукий ребенок вырастет в близорукого взрослого, то у него будет повышенная склонность к образованию глаукомы.

Единственная мера профилактики  – регулярные осмотры у офтальмолога. Применение линзы Гольдмана для изучения глазного дна позволит на ранней стадии обнаружить дистрофические процессы, а измерение внутриглазного давления  – выявить грозные признаки глаукомы. Затем необходимо строгое следование всем рекомендациям и назначениям врача, чтобы сохранить зрение. Так что близорукость отнюдь не так безобидна, как кажется.

Гаджеты  – причина всех бед?

Очень популярное и практически неискоренимое мнение, особенно в рядах старшего поколения (50-70 лет). Однако нет никаких исследований, которые однозначно подтвердили бы, что именно гаджеты и являются корнем зла, провоцируя резкий рост детской близорукости.

Сам по себе просмотр видео, чтение с экрана, рисование на планшете и т.д.  – не влияет на появление близорукости ни у детей, ни у взрослых. Проблема  – именно в уже описанном образе жизни, т.е. неверном использовании гаджетов, нарушении элементарных правил здорового образа жизни.

Вот 6 правил «глазной гигиены» в использовании гаджетов (а также книг, тетрадей, альбомов для рисования, карт и т.д.):

  1. обязательные перерывы каждый час на 15-20 минут,
  2. регулярная смена деятельности: после учебы и уроков  – игры или прогулки на свежем воздухе,
  3. чем активнее учеба — тем меньше в свободное время ребёнок должен использовать гаджеты, книги и т.д.,
  4. расстояние от экрана или листа до глаз  – строго фиксировано и не менее 30-40 см!
  5. все использование гаджетов или книг – строго сидя за столом, на стуле подходящей высоты,
  6. обязательно хорошее освещение и комнаты ребенка, и его рабочего места, в идеале  – 3-4 источника света, включая окно с естественным светом.