Выбрать страницу

«Как отличить знак судьбы от таргетированной рекламы» –  популярная шутка у интернет-пользователей. Действительно, дня не проходит, чтобы ты подумал о чем-то, а реклама уже предлагает подходящие варианты этой вещи, сообщает https://hi-tech.mail.ru.

Кажется, что за нами следят. Так ли это и какие девайсы работают на стороне «врага»?

Самый очевидный вариант – на который вы сами соглашаетесь. Ваш мобильный телефон теперь умеет считать, сколько шагов в день вы делаете, где бываете, причем не только географически, но и в каких заведениях. По ночам смартфоны слушают, как вы дышите, и считают, как бьется ваше сердце. Это делают встроенные в каждый телефон приложения. Зачем нужна вся эта информация производителям?

В первую очередь большая часть информации о вас используется для передачи рекламным посредникам, которые ее изучат и таргетируют рекламу, нужную именно вам. Брендам теперь мало знать ваш пол и место проживания, их интересует ваш вес, предпочтения в еде, где вы бываете и даже что хотели купить в каком-либо магазине, но так и не купили. Все это служит идее предложить вам товар, от которого вы не сможете отказаться, ведь именно он вам и нужен.

Есть случаи, когда таргетированная реклама использовалась для дискриминации. Исследование независимой компании ProPublica показало, что система Facebook может таргетировать рекламу не только по полу и возрасту, но и по этнической принадлежности. Например, для рекламы жилья в аренду или вакансий для определенных этнических групп.

Но это далеко не все, ради чего может использоваться информация, собираемая смартфонами. Если отбросить конспирологические и параноидальные теории, то есть масса причин собирать информацию о людях и использовать ее им же во благо. К примеру, данные о местоположении и частоте посещения тех или иных мест могут использоваться как база для совершенствования транспортного сообщения, для исследования эпидемий, стихийных бедствий и демографических вопросов.

В частности, в Китае уже сейчас применяют систему анализа данных о перемещении смартфонов, чтобы идентифицировать людей, контактировавших с зараженными вирусом. В одной из провинций было отслежено 5500 человек, которые посещали зараженные районы. В результате около двух тысяч поместили в карантин.

Информация о том, какие сайты вы посещаете и что пишете о себе в социальных сетях, может быть использована кредитными организациями для определения вашей благонадежности как кредитора. Для подтверждения кредитоспособности анализируется язык сообщений и даже платежеспособность друзей.