Выбрать страницу

Он неоднократно менял название. С 1934 г. — киностудия Ленфильм.

30 апреля 1918 г. в Петрограде создается Кинокомитет Союза северных коммун (в задачи которого входило кинопроизводство). Тогда же, в старой оранжерее бывшего купеческого особняка на Сергиевской улице (ул. Чайковского), где располагался Кинокомитет, был устроен съемочный павильон. Там установили кинокамеру и несколько громоздких осветительных приборов  — всю технику, оставшуюся от частной кинематографической фирмы. Съемки начались в октябре. Сценарий написал сам нарком просвещения А.В. Луначарский. Поставил фильм Александр Пантелеев, режиссер, снявший еще до революции несколько кинолент, актер Александринского театра, ему помогали коллеги Донат Пашковский и Анатолий Долинов. Роли исполняли их товарищи по театру.

7 ноября 1918 г., в «Сплендид –Палас», самым роскошным и вместительным кинотеатре города (кинотеатр «Родина») состоялась премьера нового фильма «Уплотнение» — первой советской игровой картины о жизни страны Советов.

С 1918 по 1934г.г. студия переменила несколько названий.

В 1931 г. выходит первый звуковой фильм ленинградской кинофабрики — «Одна». Его создатели — Григорий Козинцев, Леонид Трауберг, Александр Москвин, Евгений Еней, а также композитор Дмитрий Шостакович и звукооператор Илья Волк.

В 1940 г. режиссер Фридрих Эрмлер ставит экспериментальный киноэтюд «Осень», в котором разрабатывает возможности передачи цвета на экране.

22 июня 1941 г. началась Великая Отечественная война. Сотни ленфильмовцев ушли воевать. Операторы стали военными кинохроникерами и разъехались по фронтам. Уже 23 июня кинематографисты Ленфильма решили снимать короткие агитационные ленты, которые призывали бы советских людей сражаться с фашистами, мобилизоваться на отпор врагу.

14 июля на экран выходит первая такая киноновелла «Подруги, на фронт!», 31 июля вторая — «Чапаев с нами». Третья — «Встреча с Максимом» — открывала «Боевой киносборник №1», куда вошли новеллы и двух московских студий. Он вышел 2 августа. Следующие пять новелл составили «Боевой  киносборник №2», полностью ленфильмовский. Зрители  увидели его 11 августа.

Кино стремительно переходило на рельсы военного времени. Осенью Ленфильм был переведен в Алма-Ату. Возвращались ленфильмовцы весной 1944 г. 26 июня произошли первые павильонные съемки фильма «Морской батальон».

Послевоенные годы были трудными временами для советского кино. Ушла современность. Преобладали картины историко-биографического жанра.

В начале 50-х положение начало меняться, и ленинградцы вошли в первые ряды тех, кто восстанавливал былую славу советского киноискусства.

В 60-70 г.г. на Ленфильме продолжалась активная работа. Еще шире становятся жанровые и тематические интересы кинематографистов. Началось регулярное производство лент для телевидения.

Источник: Издание «Ленфильм» Победы, Призы, Награды. (Составление и комментарии Дмитрия Иванеева и Игоря Каракова).