Выбрать страницу

Проект Минэкономразвития в рамках реформы сферы банкротства позволит защитить интересы государства, сообщает экспертная группа Investpoint.

На повестке дня стоят не только проблемы предприятий малого и среднего бизнеса, который с трудом переживают карантинные меры. Остановка экономики повлияла на всех – по данным мониторинга Центра стратегических разработок (ЦСР), более трети компаний почти из всех отраслей могут стать банкротами.

В недрах федеральных министерств вызревают антикризисные инициативы, направленные на поддержание стабильности, или, как минимум, управление процедурами банкротства. Так, Минэкономразвития предлагает дать властям больше контроля в делах о банкротстве отдельных юрлиц — стратегических предприятий, компаний с крупной налоговой задолженностью и организаций с госучастием.

— Для защиты системообразующих предприятий и компаний с госучастием необходимо подготовить механизмы, позволяющие государству проверять «важных» должников и при необходимости, оказывать поддерживающие меры, — говорит ведущий аналитик экспертной группы Investpoint Филипп Ларин. – При этом логично, что это будет делать специальный госорган или уполномоченная государством организация. С одной стороны, «ручное управление» банкротствами позволит защитить государственные интересы в этих компаниях, а с другой – позволит оперативно внедрять план спасения компаний, которые объективно испытывают финансовые проблемы.

В рамках реформы сферы банкротства ведомство предлагает передать государству полномочия по проверке признаков преднамеренного и фиктивного банкротства у компаний с долгами по налогам свыше 100 млн руб., стратегических предприятий, а также организаций, которые более чем на 25% принадлежат государству (муниципалитету). Сейчас подобные проверки проводят арбитражные управляющие. Проект предполагает, что этим будет заниматься госорган, какой именно – должно определить правительство.

— Сам институт арбитражных управляющих давно не вызывает доверия, – считает Филипп Ларин, – кроме проведения довольно формальных проверок, что недопустимо в отношении компаний с госучастием, эти организации превращаются в своего рода «корпорации по выколачиванию долгов», и нередко приводят к рейдерским захватам предприятий при помощи арбитражных управляющих. При этом сейчас уже эксперты расходятся во мнении, будут ли чиновники работать более тщательно и компетентно, или опять начнутся перегибы со стороны контролирующих лиц.

Впервые особый подход к предупреждению банкротств стратегических предприятий (too big to fail) применили власти США во время кризиса 2008 года — Минфин США тогда в том числе национализировал крупнейшие ипотечные агенства Fannie Mae и Freddie Mac, страховщика AIG и ряд ипотечных банков, чтобы не допустить эффекта домино на этом рынке, потратив на это триллионы долларов.

Однако даже в США существовала дилемма – подход к определению компаний и финансовых институтов too big to fail ставил под сомнение основополагающий принцип рыночной экономики – так как на рынке должны существовать только организации, способные самостоятельно решать свои проблемы. Риски, которые они на себя принимают, ни при каких условиях не должны покрываться за счет средств налогоплательщиков.