Выбрать страницу

Полуденный выстрел с Нарышкина бастиона Петропавловской крепости 5 июня 2020 года будет посвящен 74-й годовщине прорыва морской минной блокады Ленинграда. Выстрел сигнального орудия произведет капитан 2-го ранга в отставке, ветеран боевых действий, председатель Совета общественной организации «Ветераны соединений охраны водного района и бригад траления Военно-морского флота в минной войне на море» Николай Михайлович Иванов, сообщает пресс-служба Комитета по культуре Санкт-Петербурга.

Н.М. Иванов выступил инициатором создания и установки памятного знака на Серафимовском кладбище Санкт-Петербурга морякам тральщиков, погибшим при выполнении воинского долга во время Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. и послевоенного боевого траления, а также создания в Кронштадте памятника погибшим морякам тральщиков.

Операции по очистке Финского залива от мин начались в сентябре 1944 года. Прорыв морской минной блокады Ленинграда состоялся 5 июня 1946 года. В этот день был проложен первый безопасный путь в Балтийское море: по Большому корабельному фарватеру от Кронштадта до фарватера Таллин — Хельсинки. В полную силу заработал Ленинградский морской порт.

Напомним, что после прорыва блокады города на суше в январе 1943 года Военный Совет Ленинградского фронта стал готовиться к решительному наступлению наших войск с целью полного освобождения Ленинграда от фашисткой блокады. Для продвижения на запад на морском направлении требовалось преодоление многочисленных морских минных полей противника, а большая часть кораблей тральщиков к этому времени погибла. Военный Совет в апреле 1943 года принял важное решение о строительстве на всех судостроительных заводах осажденного города малых минных тральщиков – «стотонников». Одновременно на Катерном заводе форсировалась постройка катерных тральщиков с деревянным корпусом типа «КМ». После снятия блокады Ленинграда в январе 1944 года и после выхода Финляндии из войны в сентябре того же года появилась возможность для проведения операции боевого траления по очистке Финского залива от мин, в которых по условиям соглашения о перемирии приняли участие и финские тральщики. Когда закончилась война, Финский залив оставался районом, закрытым для прохождения судов. Расчистка фарватера от мин началась осенью 1944 года.

Для моряков кораблей и бригад траления война не закончилась 9 мая 1945 года. Только 1963 год считают годом полной ликвидации минной опасности на Балтийском море. Когда закончилась война, Финский залив все еще оставался районом, закрытым для прохождения судов. Расчистка фарватера от мин, начавшаяся осенью 1944 года, завершилась к началу июня 1946 года. 5 июня 1946 года Гидрографический отдел Краснознаменного Балтийского флота оповестил мореплавателей об открытии Большого корабельного фарватера от Кронштадта до фарватера Таллинн-Хельсинки, имеющему уже к тому времени сообщение с Балтийским морем. Тогда вновь в полную силу заработал Ленинградский морской порт.

В Петербурге создан и действует Объединенный Совет ветеранов охранно-водных районов и бригад траления Балтийского флота, ныне Совет ветеранов общественной организации соединений ОВР и бригад траления ВМФ в минной войне на море. Рабочих и инженеров, которые в тяжелые военные и первые послевоенные годы строили на ленинградских судостроительных предприятиях тральщики для разминирования Балтийского моря, объединяет общественная организация «Союз ветеранов судостроения».

В 2016 году в Петербурге принято решение об установке памятника «Подвигу моряков тральщиков Балтийского флота» в Кронштадте. Заказчиком выступил «Союз ветеранов судостроения». В память о важном событии – открытии прохода по Большому корабельному фарватеру от Кронштадта до фарватера Таллинн-Хельсинки – дата 5 июня «День прорыва морской минной блокады Ленинграда» внесена в Закон Санкт-Петербурга «О праздниках и днях памяти в Санкт-Петербурге».

Каждый год на Елагином острове проходила торжественная церемония в память прорыва минной блокады Ленинграда.