Выбрать страницу
После резкого роста уровня конкуренции в 2019 г. (в тот период доля респондентов, указавших на высокую или очень высокую конкуренцию, составила 51% после постепенного снижения с 53% в 2015 г. до 46% в 2018 г.) уровень конкуренции в 2020 г. вновь несколько снизился — до 49%. В то же время впервые с 2015 г. увеличилось количество респондентов, отметивших рост числа конкурентов (55% по сравнению с 47% в 2019 г.), сообщает https://www.eg-online.ru
Параллельно увеличилась доля тех, кто ощущает слабую конкуренцию или ее отсутствие: 24% в 2020 г. против 22% в 2019 г., 27% в 2018 г., 24% в 2017 и 2016 гг. Таким образом, ощущение конкуренции (её снижение) респонденты, в особенности представляющие малый бизнес, не всегда связывают с числом конкурентов на рынках. В пользу некоторого уменьшения конкуренции свидетельствует также снижение косвенных показателей состояния конкуренции, а именно чувствительности спроса по цене: 59% респондентов отметили, что при увеличении цены продукции на 15% объём их продаж сократится более чем на 15% (61% в 2019 г., 60% в 2018 г. и 57% в 2015 г.).
Сложившаяся динамика до 2019 г. может быть связана с изменением восприятия бизнесом значимости повышения цены на уровне 15%: на фоне инфляции 12,9% в 2015 г. такой рост выглядит гораздо менее существенным, чем в условиях инфляции 3% в 2019 г. Наиболее популярным способом повышения конкурентоспособности для российских предпринимателей традиционно стало снижение затрат на производство и реализацию продукции и услуг: 59% респондентов указали на его использование в течение последних трёх лет. На втором и третьем местах — новые маркетинговые стратегии (45%) и обучение персонала (44%). Наибольшее конкурентное давление ощущает бизнес в сфере машиностроения, химической промышленности, финансовых услуг, пищевой промышленности и ИТ-технологий.
На слабую конкуренцию чаще всего указывали представители сферы ремонтных услуг, деревообрабатывающей промышленности и предприятия производства и распределения электроэнергии, газа, воды. Наибольшие трудности для развития бизнеса по-прежнему создают высокие налоги – так считают 55% опрошенных. Серьёзными барьерами развития конкуренции предприниматели назвали нестабильность российского законодательства в отношении регулирования деятельности предприятий (45%) и сложность доступа к финансовым ресурсам (43%). Однако при этом наметился некоторый рост спроса со стороны бизнеса на государственную поддержку в части решения отраслевых проблем: 21% в 2020 г. относительно 19,6% годом ранее. Наиболее заинтересованы во вмешательстве государства в решение отраслевых проблем представители сферы транспортного машиностроения (50%) и производства электронного и оптического оборудования (44%).