Выбрать страницу

Об этом говорили давно, но весна-2020 стремительно ускорила ожидаемые изменения. В связи с пандемией коронавируса мировая сфера образования была вынуждена мобилизоваться и в кратчайшие сроки перейти в онлайн-формат. Как это проходило в нашей стране и что ждет студентов, школьников и преподавателей дальше? Насколько серьезно образования может уйти в «цифру», что может этому помешать и способствовать? Своим мнением поделился Дмитрий Штыхно, проректор по стратегическому развитию и международной деятельности РЭУ им. Г.В. Плеханова.

— Вузам легче школ. В России высшему образованию переход в онлайн-формат дался легче, чем среднему и специальному: сказалось то, что многие ведущие вузы уже не только сформировали у себя электронную информационно-образовательную среду, наличие которой определяется требованиями Федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования (ФГОС ВО), но и имели опыт проведения занятий с применением онлайн-курсов.

Для школ в крупных городах России, где использовались электронные ресурсы, в целом переход тоже прошел более-менее успешно. А вот в системе СПО выявились системные сложности: по части направлений подготовки образовательные стандарты не предусматривали использование онлайн-технологий, и потому техникумам и колледжам пришлось в авральном порядке переформатировать учебный процесс.

Сложности перехода. Тем не менее, при вынужденном срочном переходе был выявлен ряд проблем.
Первый блок проблем – инструментальный. Преподавателям пришлось провести ревизию имеющихся у них технических средств, устойчивой Интернет-связи. В ряде случаев вопросы технического дооснащения домашних компьютеров (гарнитуры, камеры) оперативно решались IT-службами университетов.

Второй блок проблем – методический. Преподаватели столкнулись с тем, что необходимо методически переформатировать учебные материалы, «загрузить» их в новый, дистанционный формат.
И третий блок проблем, возможно, самый сложный — психологический. Профессия преподавателя сродни актерской. Преподаватель без студенческой аудитории чувствует себя, как артист перед пустым зрительным залом. Частично эту нехватку «живого» общения компенсируют занятия в формате вебинаров.

Что касается студентов, то можно отметить два аспекта. С одной стороны, современные студенты относятся к поколению Z — молодые прогрессивные пользователи Интернета и различных гаджетов, поэтому технические аспекты использования дистанционных образовательных технологий не вызвали у ребят никаких затруднений. Им даже было интересно апробировать новые форматы проведения занятий и различные технологические решения: вебинары, онлайн-конференции, онлайн-курсы. С другой стороны, студенты признаются, что им пришлось выполнять больший объем заданий и больше прикладывать самостоятельных усилий к освоению учебных курсов.

Тонкости онлайн-образования. Сейчас практически все виды аудиторной работы – дискуссии, мозговой штурм, проектные сессии, групповые презентации, деловые игры – преподаватели проводят в виртуальном пространстве. В РЭУ им. Г.В, Плеханова по ряду дисциплин преподаватели широко используют более 40 массовых открытых онлайн курсов (МООК) на разных образовательных платформах.
Опыт, который преподаватели приобрели за это время, безусловно пойдет на пользу университетам. Главное, преподаватели, особенно старшее поколение – преодолели некий барьер, который был перед ними, и они не могли в той свободной обстановке преодолеть. Загрузка лекций на онлайн-платформу позволяет преподавателям освободиться от их чтения и посвятить это время научной работе, совершенствованию лекционного материала. Студенту это позволяет с меньшим приложением усилий осваивать тот материал, который выложен на платформе и дается с помощью вебинаров. К тому же, тем самым будет происходить отбор лучших учебных материалов.

Сложившаяся из-за пандемии ситуация позволила вузам апробировать множество технических решений, усовершенствовать программное обеспечение различных учебных интернет-платформ. Благодаря этому стресс-тесту отчетливо стало понятно, какие моменты и составляющие учебного процесса можно проводить онлайн, а какие требуют очного взаимодействия. Накопленный опыт, несомненно, будет использован. Дистанционные технологии прекрасно впишутся в наши образовательные программы. Главное здесь – найти правильный баланс традиционного очного и дистанционного форматов.

Заметные преимущества. Кроме доступности (во временном, географическом, финансовом смыслах), к преимуществам онлайн-образования можно отнести потенциально высокую степень индивидуализации (вариативности) образования по содержанию, форме изложения материала и прохождения тестирования. Обучающийся может выбрать ту скорость и последовательность изучения материала, которая для него является более подходящей. При желании – повторять или пропускать некоторые фрагменты, в режиме тренажера проходить тестирование или тестироваться повторно. Зачастую один и тот же курс можно изучить в разных вузах, по разным методикам и у разных преподавателей. Поэтому это преимущество имеет также корреляцию с понятием «качества образования».

Вторым существенным преимуществом онлайн-формата является возможность расширения рамок традиционных занятий. Вместо 20, 50 или 100 основных вопросов, выносимых на семинары, через онлайн-ресурсы можно предоставить доступ к разбору 200, 500, 1000 вопросов, как основных, так и менее важных, но без которых дальнейшее обучение может быть затруднено.

Если на лекции или на занятии преподаватель может дать лишь часть иллюстративного материала из-за ограниченности по времени, то при онлайн формате возможно использование существенного большего материала, который иллюстрирует, раскрывает структуру, описывает динамику событий, явлений, объектов. Это преимущество также потенциально оказывает влияние на качество образования.

Есть еще отдельные преимущества для вузов – создателей контента онлайн-образования и для вузов – пользователей такого контента, носящие, прежде всего, экономический характер. Для первых – это возможность зарабатывать на предоставлении доступа к онлайн-образованию, для вторых – возможность экономии на оплате труда преподавателей.

Что дальше? О том, что традиционная поточная лекция как вид занятий в ближайшее время уйдет в прошлое, говорилось уже неоднократно. Речь идет о регулярных лекциях по дисциплинам учебного плана, которые имеют малую степень интерактивности (в силу наличия большого числа студентов в аудитории). Конечно, гостевые лекции ведущих ученых, представителей бизнеса, органов власти, лидеров общественного мнения, деятелей искусства по-прежнему будут собирать полные аудитории. Но уже сейчас аудитории не вмещают всех желающих, и часто ведется и онлайн-трансляция на сайт, в соцсети, а потом этак лекция появляется в записи.

Онлайн-лекция, с элементами анимации, фрагментами из научных фильмов, слайдами, аудио-сопровождением, пошаговой демонстрации опыта или выполнения процедуры, а также с возможностью интерактива (по нажатию клавиши на клавиатуре, сенсорного экрана мобильного устройства или голосовой команде) имеет очень высокий потенциал к тому, чтобы полностью вытеснить обычные лекции. А высвободившееся время – передать для увеличения доли практических и лабораторных занятий, которые по природе своей намного более интерактивны.

В России, как и в остальном мире, существует разница между передовыми (столичными и крупными региональными) вузами, которые уже имеют собственные онлайн-платформы и наполняют их контентом, а также присутствуют на международных платформах, и средними и небольшими региональными вузами, которые пока не имеют особого желания и технических возможностей для внедрения онлайн-образования. Однако в целом высшее образование встало на рельсы онлайн- и смешанных форматов, скорость движения постепенно будет нарастать.

Обучение станет практичнее. Не стоит опасаться того, что замена традиционных лекций на онлайн-лекции для какого-то вуза станет преградой для развития. Напомню, что уже сейчас лекционная составляющая учебных планов существенно ниже, чем практическая, и потому при замене контактных часов с традиционных лекций на практические часы (при одновременном изучении онлайн-лекций во внеаудиторное время) нагрузка на преподавателей не сократится, а, возможно, даже возрастет. Но это стимулирует вузы разрабатывать больше кейсов, практических примеров, проектов, то есть будет способствовать тому, что образование потенциально станет более приближенным к практике, о чем сейчас просят практически все – от самих студентов до работодателей.

Получить образование полностью онлайн через некоторое время можно будет по гуманитарным и общественным (социальным) наукам, математике, потому что там доля лабораторных работ с необходимостью выполнения физических или химических манипуляций ниже, чем в инженерных или естественно-научных направлениях, искусстве, медицине, военном деле, подготовке пилотов, моряков и т.д. Но и по этим направлениям цифровизация образовательного процесса (внедрение игр, квестов, тренажеров, стимуляторов) будет возрастать, и часть практических занятий тоже переместится в онлайн.