Выбрать страницу

Мировой рынок туристических услуг оказался в сложных условиях из-за пандемии и закрытых границ. Куда смогут поехать в отпуск россияне в 2020 году, как могут измениться цены и предложения на отдых в России по сравнению с предыдущими годами? О ситуации рассказывает Роман Гареев, доцент кафедры индустрии гостеприимства, туризма и спорта РЭУ им. Г.В. Плеханова.

– Рекордное падение. Эпидемия коронавируса Covid-19 очень сильно сказалась на планах туристов во всем мире. С марта по май практически полностью прекратилось авиа- и железнодорожное сообщение между странами, что породило уникальную за последние 80 лет ситуацию – стагнацию туристской отрасли. Такого падения не было со времен Второй мировой войны. По данным Всемирной туристской организации ООН (UNWTO), уменьшение туристского потока за первый квартал текущего года на 22% (67 млн человек) привело к потерям в размере 80 млрд долл. Если произойдет открытие границ в начале июля, то тогда снижение туризма в нынешнем году составит около 58%, а если в конце года, то – 75-80%.
Отсутствие туристов особенно тяжело сказалось на тех странах, где доля ВВП и состояние экономики во многом зависят от туристской отрасли. Так, доходы от туризма в Греции за первые три месяца года уменьшились на 98,7% по сравнению с аналогичным периодом в прошлом году (с 544 млн евро до 7 млн). Доходы от туризма в марте упали на 95% в Италии и на 77% в Испании. На апрель 2020 года в Турции туристический поток упал почти на 99,76 %. В России уже к концу первого полугодия совокупный объем недополученных российским турбизнесом доходов может составить около 1,5 трлн руб.
Что ждет россиян? В настоящее время трудно загадывать, как будут развиваться события, и будет ли восстановлено международное авиасообщение между странами в целях туризма хотя бы к сентябрю. Однако уже можно утверждать, что сложившаяся ситуация с туризмом во всем мире, в том числе и в России, позволяет сконцентрировать внимание государства, отраслевых предприятий и самих туристов на внутренних туристско-рекреационных ресурсах.
В 2019 году число туристов в России выросло на 3% по сравнению с предыдущим годом и составило около 62 млн человек, включая более 5,5 млн иностранцев. При этом россияне совершили 45 млн поездок внутри страны – около 45% участников этих поездок путешествуют не менее одного раза в год именно по России. Интересно, что среди тех, кто предпочитает путешествовать за рубеж, большинство (81%) выразили желание совершать туристические поездки по нашей стране при сопоставимости условий. В целом же такого мнения придерживается более половины россиян (56%).
Обратим внимание: комфорт и уровень сервиса не являются основополагающими факторами в формировании туристических предпочтений наших соотечественников. В отличие от стоимости поездок по России, которая чаще всего не позволяет массово и регулярно их совершать.
Необходимо отметить, что рост внутреннего туризма наблюдается последние несколько лет. По статистике различных аналитических агентств, в пять самых популярных направлений для внутреннего туризма в России входят: Москва и Московская область, Сочи, Анапа, Санкт-Петербург и Южный берег Крыма (Ялта, Алушта, Судак).
Основная проблема, с которой из года в год сталкивался отечественный туризм – дороговизна перелетов и низкий уровень сервиса. Безусловно, решить данные проблемы за столь короткий срок невозможно, но уже предприняты некоторые меры со стороны правительства РФ, а также местных органов власти регионов, направленные на продвижение и совершенствование российского турпродукта. Кроме того, многие туроператоры и турагентства, работающие на международном рынке, начали активно перестраивать свою работу, разрабатывать и предлагать российские туристические направления.
По нашему мнению, в настоящий момент для развития внутреннего туризма на первый план должен выйти продукт, которым могут прежде всего воспользоваться сами местные жители (между городами должна быть развита дорожная инфраструктура, необходимо наличие кафе и банкоматов).
Цена пляжного отдыха-2020. Отдых должен быть бюджетным, так как многие россияне в связи с пандемией столкнулись со снижением заработной платы. Однако уже сейчас видна некоторая тенденция на повышение цен, как результат снижения уровня заражений коронавирусом в России и снятия все большего количества ограничений. В том числе, связанных с курортной жизнью туристов. Уже к середине июля, в случае открытия международных направлений, цены на авиаперелеты по России могут достигнуть докризисного уровня, а цены на проживание в гостиницах в регионах страны снова будут снижаться.
Не менее важным является и санитарно-эпидемическая безопасность поездки, с соблюдением всех норм.
В сложившихся условиях, люди продолжают думать, прежде всего, о пляжном отдыхе. Краснодарский край и Крым планирует посетить больше половины опрошенных россиян (55%). На данный момент на июнь есть путевки от 18 тыс руб. на двоих за 7 ночей. Простое жилье можно найти от 500 руб., а что-то более комфортное и приличное — от 1,5 тыс руб. Авиабилеты из Москвы в Анапу и обратно стоят от 6,4 тыс руб. на одного, в Крым — от 7,5 тыс руб., в Сочи — от 5,8 тыс руб.
Цена городского и альтернативного отдыха. Интерес к культурно-историческому туризму проявляет 15% респондентов, планируя посетить этим летом Калининград, Санкт-Петербург, Казань. Наиболее бюджетные билеты на июль в конце июня можно было взять в Москву, Астрахань, Волгоград, Санкт-Петербург, Ростов-на-Дону, Новосибирск, Набережные Челны, Барнаул, Горно-Алтайск и Омск (от 850 до 1400 рублей). При этом, проживание в трехзвездочной гостинице за одну ночь в Москве составит от 1,3 тыс руб., в Астрахани – 780 руб., в Волгограде – 1 тыс руб., в Санкт-Петербурге – 1,4 тыс руб.
Этим летом повышенный спрос у российских туристов вызовут и индивидуальные, уникальные туристские эко-маршруты в таких регионах, как: Иркутская область, Республика Алтай, Камчатский край, Республика Карелия и Хакассия, которые притягательны своей природой и уникальностью. Однако высокие цены на перелеты и дальность, определенно, смущают множество российских туристов и делают данные направления востребованными у людей с высоким уровнем материального достатка.

Куда ехать? Особое внимание российским туристам стоит уделить следующим трем направлениям, которые пока не приоритетны у большинства жителей нашей страны (а, значит, относительно бюджетные и могут таковыми остаться до конца года).

1. Республика Дагестан. Кроме купания в Каспийском море, в республике много древних необычных сооружений – например, крепость Нарын-Кала и Джума-мечеть в Дербенте, Албанский храм в Нюгди. В Каспийске выделяются Свято-Казанский храм и Приморский парк, в Махачкале – Центральная Джума-мечеть. Перелет из Москвы в Махачкалу и обратно составит около 5 тыс руб., а размещение в трехзвездочной гостинице – 1,5 тыс руб. за сутки.

2. Республика Башкортостан. Республика идеально подходит для тех, кто хочет отдохнуть на природе, заняться экотуризмом, и экстремальными видами туризма. В Западных предгорьях Башкортостана находится уникальная пещера Шульган-Таш (Капова), где обнаружены около 30 настенных рисунков (изображений мамонтов, носорогов, диких лошадей) эпохи палеолита. Кроме того, на территории республики есть Иремель – вторая по величине гора Южного Урала, природный парк «Асылыкуль», природный парк «Кандрыкуль» и национальный парк «Башкирия».
Перелет из Москвы в Уфу и обратно составит около 3,5 тыс руб., а размещение в трехзвездочной гостинице – 1,7 тыс руб. за сутки.

3. Костромская область. Кострома один из старейших городов России и пользуется огромной популярностью среди туристов благодаря красивейшей архитектуре и монастырям. На территории области находится один из древнейших на Руси монастырей – Ипатьевский, а также ряд монастырей, основанных учениками преподобного Сергия Радонежского – Авраамиево-Городецкий, Иаково-Железноборовский, Макариево-Унженский, Пахомиево-Нерехтский и другие.
Билет на поезд из Москвы и обратно составит около 3 тыс руб., а размещение в трехзвездочной гостинице – 1,3 тыс руб. за сутки.
Что нужно для развития туризма. Вывод можно сделать следующий. Сейчас в условиях закрытых границ государству важно вести активную работу по привлечению российских туристов в регионы России. Полагаю, необходимо больше рекламировать регионы в СМИ и на популярных интернет-ресурсах. Не менее важно контролировать рост цен на перелеты внутри страны.

Туроператоры и агенты, которые предлагают свой турпродукт по внутренним направлениям, также должны более активно работать со своими базами клиентов: распространять информацию о выгодных предложениях и наиболее интересных направлениях. Безусловно, важным фактором является и уникальность предложения. Регионы должны не только предлагать возможность посещения своих дестинаций, но и показать их приоритет перед другими направлениями, визуально отразить их уникальность и самобытность.
Все этим меры позволят поддержать туристическую отрасль. Которая, не смотря ни на что, имеет перспективы в нашей стране.