Выбрать страницу

Пандемия коронавируса ускорила процесс перехода образовательных учреждений, коммерческих организаций и предприятий в формат дистанционной коммуникации. Представители IT-рынка рассуждают о возможности сохранения удаленного режима работы даже после окончания пандемии: многие компании получили важный для себя опыт онлайн-совещаний и перехода на автоматизированный документооборот, что позволит им использовать эту практику в дальнейшем.

Министерство просвещения России всерьез задумывается над экспериментальным внедрением цифровой образовательной среды в нескольких регионах страны, что означает использование в привычном образовательном процессе электронных материалов и лекций. В новых реалиях важным аспектом работы по цифровизации коммуникации станет организация безопасного виртуального взаимодействия. Заместитель генерального директора УГМК-Телеком Евгений Рыбаков рассказывает, какие механизмы могут защитить онлайн-коммуникацию и как организовать дистанционную сдачу экзаменов, если в этом будет необходимость.

— Сегодня в рамках дистанционной коммуникации уже разработано и еще создается масса программ и технических решений, позволяющих проводить видеоконференции, совещания и лекции, не выходя из дома. При этом нужно понимать: там, где есть система коммуникации, всегда возникает необходимость защиты информации.

Во время видеоконференций, будь то студенческая лекция или рабочее совещание, важно защитить процесс общения от вмешательства профессиональных хакеров или интернет-хулиганов, которые могут распространять ненормативный контент.

Если взять в качестве примера работу бухгалтерии или маркетингового отдела, для передачи конфиденциальных данных по каналам связи создаются виртуальные компьютеры, которые зеркально соответствуют реальным ПК, размещенным на рабочем месте. Виртуальная машина обладает необходимым доступом к закрытым серверам или программам, поэтому необходимо озаботиться вопросом защиты информационных потоков, проходящих между этими двумя компьютерами, — рассказывает Евгений Рыбаков.

Еще один вопрос, который стал активно обсуждаться в обществе в период пандемии — вероятность полноценного перехода на дистанционное обучение. Уже в этом году учреждения среднего профессионального образования и высшие учебные заведения столкнулись с дистанционной сдачей экзаменов, когда государственные аттестационные комиссии принимали защиту выпускных квалификационных работ студентов, сидя перед экранами компьютеров.

— Если в перспективе нам придется принимать ЕГЭ и ОГЭ удаленно, перед системой образования встанет вопрос организации качественного приема экзаменов. Многие страны уже практикуют установку камер видеонаблюдения на рабочем месте студента, чтобы преподаватель был уверен в том, что процедура сдачи экзамена проходит в рамках правил.

В таком случае необходимо оборудовать место интеллектуальным видеонаблюдением, которое будет вести съемку с 3-4 ракурсов, демонстрируя, что студент сидит за рабочим столом с листом бумаги и излагает свои знания без использования каких-либо подсказок со стороны. Можно также задействовать систему распознавания лиц, чтобы быть уверенным в том, что экзамен сдает сам студент, а не подменивший его человек.

Пока о подобного рода услуге говорить рано, но в постоянно меняющихся реалиях и в условиях цифровой трансформации в обществе оборудование интеллектуальными системами рабочего места вполне может стать новым направлением бизнеса, — резюмирует Евгений Рыбаков.