Выбрать страницу

Исследование, проведенное в октябре 2020 года Центром изучения потребительского поведения Роскачества показало, что россияне недовольны качеством мясных изделий, туалетной бумаги, товаров женской гигиены, зубной пасты. Опрошенные пожаловались на качество автомобильного топлива, обуви и детских игрушек, на неудовлетворительное качество товаров, работ и услуг.

Потребителям всё чаще дают советы, как отличить некачественные товары. Но на деле определить качество продуктов покупатели не могут самостоятельно. В Петербурге работает государственное учреждение «Центр контроля качества товаров (продукции), работ и услуг» (ЦККТРУ), который рассматривает обращения граждан на неудовлетворительное качество товаров, работ и услуг на безвозмездной основе Ежедневно в Центр поступает более 4000 обращений потребителей.

ЦККТРУ было создано в 1992 году с целью выявить и предупредить проникновение на потребительский рынок Петербурга некачественных и опасных для жизни и здоровья потребителей и окружающей среды товаров, работ и услуг. На протяжении 28 лет Центр защищает права петербуржцев. Он стал эффективным инструментом исполнительной власти для решения задач по обеспечению качества и безопасности продукции.

— Забота о качестве жизни петербуржцев всегда находилась в числе важнейших направлений работы со дня основания нашей организации. И сегодня деятельность Центра контроля качества направлена на помощь в реализации неотъемлемого права каждого гражданина РФ на получение качественной и безопасной продукции, товаров и услуг, – замечают в ЦККТРУ.

Среди ключевых направлений работы ЦККТРУ – рассмотрение обращений потребителей по вопросам неудовлетворительного качества товаров, в том числе продуктов питания.

Специалисты Центра определяют качество и безопасность пищевых продуктов путем проведения лабораторных испытаний на базе собственной испытательной лаборатории «ПЕТЕРБУРГ-ЭКСПЕРТИЗА».

ЦККТРУ проводит и экспертизу непродовольственных товаров, таких как обувь и изделия кожгалантереи.

По телефонам «горячей линии» (812) 498-85-81 и (812) 498-85-01 в Центр контроля качества обращаются граждане по вопросам неудовлетворительного качества продукции и услуг, с просьбами разъяснения норм Закона «О защите прав потребителей».
Специалисты отдела контроля качества продукции и услуг по обращениям потребителей принимают заявления от граждан лично, по почте и в электронном виде на сайте http://www.quality.spb.ru.

— За девять месяцев 2020 года поступило 2967 обращений от потребителей на неудовлетворительное качество продукции и услуг. Из них 2226 обращений касалось непродовольственных товаров, 741 – продовольственных. В структуре жалоб на неудовлетворительное качество непродовольственных товаров (услуг) лидирующие позиции занимали обращения граждан на качество медицинских услуг – 9,5%, услуг ЖКХ – 9,4%, обуви — 8,7%, нарушение правил продажи – 6,3%, бытового обслуживания населения – 4,5%, – рассказывают в ЦККТРУ.

Наибольшее количество обращений в группе продовольственных товаров поступило на молочные продукты –14,4%, плодоовощную продукцию – 13,6%, мясо и мясные продукты, яйцо – 13,2%, рыбу и рыбные продукты –9,3%.

— Специфика работы по обращениям на неудовлетворительное качество продуктов питания состоит в том, что корректной является оценка качества и безопасности продукта на момент его реализации в предприятии розничной торговли. Для этой цели необходимо проведение лабораторных испытаний образца, представленного предприятием торговли. Эта процедура обеспечивает открытый для участников конфликта процесс подтверждения качества товара, включая оценку товарно-сопроводительных документов, условий реализации продукта питания, – разъясняют в Центре.

В структуру ЦККТРУ входит одна из ведущих лабораторий Северо-Западного региона – испытательная лаборатория «Петербург-Экспертиза» (ИЛ «ПЕТЭКС»), расположенная по адресу: Петербург, Комендантский пр. д. 26 корп. 2. Она занимается проведением работ по отбору образцов и проведению лабораторных испытаний Федеральной службой по аккредитации, соответствует требованиям ГОСТ и утвержденным критериям аккредитации. Лаборатория внесена в Реестр органов по сертификации и аккредитованных испытательных лабораторий(центров), в национальную часть Единого реестра аккредитованных лиц.

В испытательной лаборатории исследуются все виды пищевой продукции и продовольственного сырья; вода питьевая, в том числе расфасованная в емкости; детское питание; диетическое и специализированное питание; продукция общественного питания; пищевые и биологически активные добавки к пище; изделия для детей и подростков санитарно-гигиенического назначения; парфюмерно-косметическая продукция; товары бытовой химии.

Испытания проводятся по национальным, межгосударственным и международным стандартам на современном высокопроизводительном оборудовании. Лаборатория проводит отбор образцов (проб) и лабораторные испытания в целях определения соответствия продукции требованиям нормативной документации, санитарным нормам и правилам, гигиеническим нормативам, Техническим регламентам Таможенного союза, Техническим регламентам Евразийского экономического союза. При проведении испытаний определяются потребительские свойства продукции, показатели подлинности и безопасности продукции, ее пищевой и биологической ценности.

— Проведение лабораторных испытаний образцов продукции является действенным механизмом сбора достоверной и объективной информации о качестве и безопасности пищевой продукции, в том числе о наличии ГМО и фактов фальсификации продукции, и способствует выработке мер по предотвращению поступления на потребительский рынок города некачественной продукции, – отмечают в Центре контроля качества.

Невозможно юридически правомочно утверждать, что пищевая продукция, на которую поступила жалоба, является нестандартной и небезопасной до проведения оценки качества товара в предприятии торговли, отбора образца и получения результатов лабораторных испытаний.

Работа по обращениям потребителей позволяет защитить интересы как отдельного гражданина, так и широких слоев населения, так как рассмотрение отдельной жалобы дает возможность выявить целую партию некачественного товара и не допустить его дальнейшую реализацию на продовольственном рынке Санкт-Петербурга.

В 2009 году ЦККТРУ заключила соглашения о сотрудничестве с торговыми организациями, по которым специалисты Центра могут оперативно проводить проверку качества и безопасности пищевых продуктов, на которые поступают жалобы потребителей. На сегодняшний день действует более 30 соглашений с крупными, в том числе сетевыми, торговыми предприятиями (магазины «Пятерочка», «Перекресток», «Карусель», «Лента», «O’Кей», «Дикси», «Реалъ», «Магнит», «Сезон» и др.).

Жители города на безвозмездной основе могут получить разъяснение норм Закона «О защите прав потребителей», информацию о качестве и безопасности приобретаемых пищевых продуктов.

Порядок работы по обращению потребителя состоит из нескольких этапов:
1) При поступлении письменного (по эл. почте) обращения гражданина специалисты ЦКК осуществляют выход в торговое предприятие по месту приобретения товара для оценки условий реализации товара, документов, подтверждающих безопасность продукции.
2) Отбор образца пищевого продукта.
3) Проведение исследований образцов пищевых продуктов в собственной аккредитованной лаборатории ЦККТРУ «ПЕТЕРБУРГ-ЭКСПЕРТИЗА».
4) Направление письменного ответа потребителю с информацией о проведенных ЦККТРУ мероприятиях по его обращению и о результатах лабораторных испытаний.
5) При получении неудовлетворительных результатов лабораторных испытаний потребителю возвращаются денежные средства за приобретенный товар ненадлежащего качества.

В результате проведенной совместной работы, торговое предприятие получает протокол испытаний, который позволяет ему проводить в рамках соглашения мероприятия по установлению причин появления в продаже некачественных товаров, выявлению недобросовестных поставщиков, проведению работ с производителями некачественной продукции, вплоть до расторжения договора поставки. Информация о проведенных торговыми предприятиями мероприятий по устранению выявленных нарушений представляется в ЦККТРУ.
Современные технологии позволяют производителям изготавливать, например, сыр или молоко почти не используя жиры животного происхождения. Из-за вкусовых добавок потребитель может даже не заметить разницы, а внешне такие продукты выглядят абсолютно идентично. Это обман потребителя, который хочет приобрести именно настоящий молочный продукт и ему на государственном уровне гарантировано право на достоверную и полную информацию о товаре при принятии решения о покупке.

При исследовании некоторых образцов молочной продукции (молока, творога) в жировой фазе образцов выявлялось присутствие жиров немолочного происхождения. Если говорить о других группах пищевой продукции, то в группе «Мясо. Мясная продукция» при исследованиях образцов пельменей, мясных консервов были выявлены нарушения требований нормативных документов по органолептическим (внешний вид) и физико-химическим показателям (массовая доля мяса и жира, массовая доля жира, массовая доля белка).

Стремясь сэкономить, производители могут добавлять в мясные консервы свиные шкурки, хрящи и другие части туши животных, состоящие из соединительной ткани, не указывая это в маркировке. С целью удешевления продукции может быть добавлен коллагеновый белок в виде специальной добавки. Коллагеновый белок изготовлен чаще всего из шкур сельскохозяйственных животных, он существенно уступает мышечному белку (то есть, собственно, мясу) по биологической ценности – в нем совершенно нет незаменимых аминокислот, необходимых человеку.

Потребители жалуются на большое количество глазури в филе рыбном и рыбе мороженой. Рыбные консервы, которые вызвали нарекания потребителей, не соответствовали требованиям нормативных документов по органолептическим показателям – вкусу, запаху и цвету мяса рыбы.

— Выявленные факты фальсификации не характеризуют качество и состояние всех молочных, мясных продуктов, реализуемых торговыми предприятиями в Петербурге. Добросовестных производителей, которые производят стандартную качественную продукцию, значительно больше. Но проблема качества продовольственных товаров существует. К сожалению, когда на потребительском рынке есть возможность реализации фальсификата, который продавать и производить выгодно (он дешевле), то по цене натуральный продукт оказывается не в лучшей конкурентной позиции. На такую ситуацию может существенно влиять покупатель, который выбирает и оценивает потребительские свойства продукции. Но не всегда по внешнему виду, вкусу и запаху можно отличить подделку. При лабораторных испытаниях дать объективную оценку позволяют инструментальные методы исследований с применением современных методов лабораторных испытаний. При исследованиях в нашей лаборатории образцы оцениваются комплексно – с точки зрения и безопасности, и подлинности, и обеспечения потребительских свойств, в том числе пищевой ценности, — сообщают в ЦККТРУ.

В ЦККТРУ советуют при выборе продукта учитывать ряд критериев, таких как стоимость товара (слишком дешевая цена, например, масло сливочное по цене 40 руб. за 200 г), наличие полной информации о товаре на упаковке. При покупке весового товара необходимо разумно выбирать торговое предприятие, где у продавца имеется чистая специальная одежда, соблюдается температурный режим хранения товаров, подлежащих хранению на холоде, и правила товарного соседства.
В случае возникновения спора между продавцом и покупателем о причинах возникновения недостатков товара, в Центре контроля качества можно провести экспертизу обуви, изделий кожгалантереи. За прошлый год вернули потребителям за некачественную обувь почти 1,5 млн рублей.

В оперативном управлении ЦККТРУ находятся два универсальных розничных рынка: «Хасанский» и «Гражданский».

Успешно ведется работа по торговому сотрудничеству с производителями Вологодской области, Республики Чувашия, Краснодарского края, Республики Мари-Эл, Республики Татарстан, представлена продукция Кавказского региона.

ЦККТРУ организует ярмарки выходного дня и региональные ярмарки на территории Петербурга. С 2016 года проведено более 67 ярмарок и предоставлено более 2 млн торговых мест. Для розничных организаций участие в ярмарках – это средство завоевания всеобщей известности и место встречи с покупателями, которые заинтересованы в получении информации, ищут новые товары и услуги. Ярмарка – это возможность отслеживать рыночные тенденции и оценить позицию своего предприятия на рынке, повод «дать знать о себе», обменяться информацией со специалистами. Организации могут почерпнуть рациональные идеи в поведении конкурентов и изучить их политику, проанализировать отклики посетителей о качестве, ценах, товарах и услугах. Для потребителей ярмарка – это возможность увидеть образцы огромного количества товаров, производимых в разных странах или регионах. Горожане могут сравнить цены и предложения, предварительно ознакомиться со всем ассортиментом товаров и продегустировать их. Поэтому, не случайно, ярмарки заслужили популярность у петербуржцев.

В 2019 году ЦККТРУ стал организатором XIV Рождественской ярмарки в Петербурге, которая проводилась с 12.12.2019 по 13.01.2020 на Манежной площади с прилегающей к ней Малой Садовой улицей и Кленовой улицей.

На ярмарке было предусмотрены 73 торговых места. ЦККТРУ выступит организатором и следующей Рождественской ярмарки на Манежной площади, которая по традиции начнётся во время проведения католического Рождества и закончится во время православного праздника. Планируется предоставление 118 торговых мест, в т.ч. 35 торговых мест для организации общественного питания.

Санкт-Петербургское государственное бюджетное учреждение «Центр контроля качества товаров (продукции), работ и услуг» (далее – СПб ГБУ «ЦККТРУ») проводит системную работу в области защиты прав потребителей в Санкт-Петербурге.

Обращаться можно по телефонам:
498-85-81 и 498-85-01- горячая линия по приему обращений граждан на некачественные товары и услуги;
http://www.quality.spb.ru– официальный сайт СПб ГБУ «ЦККТРУ», здесь вы можете сформировать свое заявление в электронном виде;
— заполните бланк заявления при личном посещении СПб ГБУ «ЦККТРУ» по адресам: Мичуринская, д.21/11 или Суворовский пр., д.65, лит. Б.

Контактная информация СПб ГБУ «ЦККТРУ»:

Адрес: Суворовский пр., д. 65, лит. Б, Санкт-Петербург, 191124.
Телефон: (812) 274-14-30; факс: (812) 274-14-32.
Официальный сайт: http://www.quality.spb.ru
Электронная почта: mail@quality.spb.ru
Группа в ВК: https://vk.com/ckk_spb
Инстаграм: https://www.instagram.com/ckk_spb/