Пасхальный Салют Победы

5
11 минут
Пасхальный Салют Победы
В 2021 году Православная Церковь встречает Светлую Пасху второго мая, всего за несколько дней до Дня Великой Победы. Традиционно главный праздник христиан переплетается с Днем Победы, ведь Пасха – олицетворение победы Христа над адом и смертью. Иисус Христос спас мир, совершив искупительную жертву за человечество. Пасха дарует каждому верующему освобождение от греховных уз и надежду на жизнь вечную. А в День Победы окончилась самая кровавая война в истории человечества, унесшая жизни более 71 миллиона человек. Через самопожертвование воинов и работников тыла  мир получил освобождение от ужасной фашистской идеологии, разделяющей людей по сортам и готовой уничтожить еще большее число людей во имя построения рейха. Воистину, сегодня многие из нас живут на земле благодаря жертве этих людей — особенно учитывая, что некоторые нации фашисты намеревались искоренить полностью.

Пасха военного времени. Их было четыре: в 1942 году – 5 апреля, в 1943-м – 25 апреля, в 1944-м – 16 апреля и в 1945-м – 6 мая. Наверное, не случайно, что Пасха 1945 года выпала на день великомученика святого воина Георгия Победоносца. Церковью святой воин был прославлен как «пленных свободитель и нищих защититель, немощствующих врач, царей поборниче». Имя Георгий с греческого переводится как «земледелец». И подобно святому Георгию, миллионы мучеников-земледельцев, оторванных от родимой стороны, шагали вслед за солнцем, освобождая, защищая, врачуя и борясь, добывая свою победу над смертью. И удивительно ли, что те победные весенние дни были преисполнены христианской символики? Ведь заканчивалась самая большая и самая кровопролитная в мировой истории война. В праздничном послании Патриарха Московского и всея Руси Алексия I от 6 мая 1945 года говорилось: «Пасхальная радость Воскресения Христова соединяется ныне со светлой надеждой на близкую победу правды и света над неправдой и тьмой… Свету и силе Христовой не возмогли противиться и препятствовать тёмные силы фашизма, и Божие всемогущество явилось над мнимой силой человеческой…»

Гитлер напал на Россию 22 июня 1941 года. Немецкие астрологи тщательно выбирали дату нападения, вкладывая в неё глубокий мистический смысл. В этот день Русская Православная Церковь отмечала праздник Всех святых, в земле Российской просиявших, священники зачитывали имена абсолютно всех русских святых, и каждый прихожанин в храме терпеливо ждал, когда прозвучит имя святого, которое он носит. Гитлер для нападения выбрал именно этот день. То есть он объявлял войну каждому лично. 

Русская Церковь сразу встала на защиту Родины. В первый же день митрополит Московский и Коломенский Сергий (Страгородский) обратился ко всем православным верующим страны с письменным посланием «Церковь всегда разделяла судьбу своего народа…Божию Помощью наша доблестная Русская Армия изгонит фашистскую нечисть из пределов нашей Родины. Да воскреснет Бог, и расточатся врази его». 26 июня 1941 года он отслужил в Богоявленском соборе Москвы молебен «О даровании победы», и с этого дня во всех храмах страны почти до самого конца войны начали совершаться подобные молебны.

     Поднимая народ на борьбу с врагом, священники своим примером демонстрировали собственную силу духа. Многие клирики воевали командирами и обычными бойцами. Вот всего лишь несколько примеров. Иеромонах Пимен (Извеков), будущий Патриарх, был заместителем командира стрелковой роты. Архимандрит Алипий (Воронов)  — стрелком. Диакон Борис Васильев — командиром взвода  разведки. Продемонстрировали исключительное мужество и священники блокадного Ленинграда, где умер каждый третий служитель Церкви.  «За всю войну не было дня, чтобы отец не пошел в собор», — вспоминала дочь священника Никольского собора — «Бывало, качается от голода, я плачу, умоляю его остаться дома, а он мне в ответ: «Не имею я права слабеть. Надо идти дух в людях поднимать».


        Мало кому известно, что фашисты особо жестоко и зверски пытали православных священников, помогавших Красной армии, служащих в отрядах русских партизан. Один из многочисленных примеров – священник Василий Копычко. Он тоже помогал партизанам, за что немцы сожгли его дом и церковь. Семью священника прихожане успели спасти. Герой награжден орденом Отечественной войны второй степени, медалями «За победу над Германией» и «За доблестный труд в Великой Отечественной войне». Тысячи священников и монахов были за свой героизм были награждены боевыми орденами и медалями. 

     Как говорил протоиерей Дмитрий Смирнов: «Это было такое время из жизни, когда  война давала  возможность человеку проявить  самые лучшие  качества: и духовные, и телесные. Время огромного напряжения всех  сил, благородства души, самопожертвования,  подвига, беззаветной храбрости и, в общем,  всего того, что есть самого прекрасного в человеке». 

    Любовь к Родине и ее защита от врагов всегда была заветом всех православных христиан. Поэтому и священнослужители, и прихожане  горячо отнеслись к призыву о помощи фронту, к призыву на поддержку раненых бойцов. Они несли деньги,  облигации, драгоценные металлы, обувь, полотенца, полотно. Заготавливалось и сдавалось немало валяной и кожаной обуви, шинелей, носков, перчаток, белья. «Так внешне материально выразилось отношение верующих к переживаемым событиям, ибо нет православной семьи, члены которой прямо или косвенно не приняли бы участие в защите Родины», — сообщал протоиерей Александр Архангельский в письме к митрополиту Сергию. Всего же за годы войны в фонд обороны страны верующими было направлено 300 миллионов рублей. На эти деньги были построены и переданы в действующую армию 40 Т-34 танковой колонны «Димитрий Донской», а также истребительная эскадрилья «Александр Невский». И, если учесть, что к началу Великой Отечественной Православная Церковь в СССР была почти разгромлена, это можно назвать поистине чудом. 

  «Меня часто спрашивают», — вспоминала монахиня Адриана, — «Почему Вы так любите встречаться с теми, кто воевал,  кто остался жив, кто ходил в годы войны в храмы? Почему? Да потому, что  во время этой страшной войны мы все любили друг друга. Весь наш народ, прежде всего, любил свою страну, и эта любовь нужна была Господу. Вот такие отношения были, что если можно было бы это как-то сохранить, то наш народ никто не смог бы поработить во веки веков».

Четыре года войны, миллионов смертей, страданий, горя, и одновременно мужества, героизма и необыкновенного проявления воли, силы духа нашего народа —  закончились.  Вот она, долгожданная победа! Свершилось. Из письма Василия  И.: «Долгожданный час победы наступил. Войти победителем в Берлин – это пройти от Сталинграда до Берлина… Это в 42-м была бы фантазия, в 43-м и 44-м — мечта, а в 45-м — уже пройденный пункт. Я был рад за всё и за всех». И ознаменовалась эта  победа Праздником Светлой Пасхи. Чуть более, чем через сутки после наступившей православной Пасхи, в ночь на 7 мая 1945 года представителями Верховного главнокомандования вермахта был подписан в Реймсе первоначальный акт о капитуляции. Еще двое суток спустя – в ночь на 9 мая, в пригороде Берлина состоялось окончательное подписание Акта о безоговорочной капитуляции германских вооруженных сил.  

А семь недель спустя, 24 июня в Москве состоялся грандиозный Парад Победы. И это случилось на пятидесятый день после Пасхи, когда отмечается двунадесятый православный праздник Троицы.

Как же встречали верующие ту «предпобедную» Пасху? Некоторые интересные факты и подробности нашлись в архивных документах и воспоминаниях очевидцев.
Из служебной записки, направленной 25 апреля 1945 года под грифом «Совершенно секретно» И. В. Сталину: «Совет по делам Русской Православной Церкви при СНК СССР полагает целесообразным, по примеру 1942-1943 и 1944 гг., допустить ночную пасхальную службу в церквах Москвы и других городах, объявленных на осадном и военном положении, и, в связи с этим, разрешить беспрепятственное хождение по городу в ночь с 5 на 6 мая сего года…»

По данным, собранным для итогового отчета по линии НКВД, в общей сложности для проведения пасхальных богослужений в стране было открыто около 10000 храмов. По самым скромным подсчетам их посетили в ночь с 5 на 6 мая более 5 миллионов человек.    По распоряжению властей на хлебозаводах и в пекарнях был оперативно налажен выпуск куличей. Верующим, собравшимся в храмах в связи с наступлением главного христианского праздника, зачитывали послание патриарха Алексия I: «Пасхальная радость Воскресения Христова соединяется ныне со светлой надеждой на близкую победу правды и света над неправдой и тьмой... Свету и силе Христовой не возмогли противиться и препятствовать темные силы фашизма, и Божие всемогущество явилось над мнимой силой человеческой...»
     Предпобедная Пасха пришла во все города и села Советского  Союза. 

«Новороссийск. Церковь как всегда была всегда полна. Здесь были и стар, и млад, в основном женщины. Это их мужья, братья, сыновья находились по ту сторону фронта и вели жестокую справедливую борьбу с врагом. В молитвах о здравии звучали чаще всего мужские имена: народ повседневно молился о защитниках Отечества, о своих родных». (Прихожанка Галина И.)

«Я был  в Краснодаре. Вот сколько фильмов вышло, но ни один не показал того торжества, того подъема, что творилось. Такое разве можно передать. Это было торжество торжеств».   (протоиерей Константин Васильев )

«Начали звонить колокола всего Ленинграда. Сколько было радости! Весь город был освещен звоном колоколов» А народу сколько было! Яблоку, как говорится, ни на улицах, ни в храмах негде было упасть. От такого количества людей в храмах даже конденсат на стенах выступал. И еще. Сейчас многие  в храмах поют. А тогда запоешь – весь собор поет. Весь храм поет.  Весь народ поет.  И с какой душой поет. Это - незабываемое пение . 3 тысячи стоит – 3 тысячи поет.  5 тысяч стоит – 5 тысяч поет . 10 тысяч стоит – 10 тысяч поет».  (Протоиерей Борис Глебов) 

«И вот мы идем к светлой утрене. Сколько же собралось молящихся! Давно я столько не видела — тысяч 12-14! На клиросах было невыносимо тесно. Поэтому, чтобы свободнее было петь, к началу утрени хор разместился наверху храма — «на хорах», вот уже поем канон Священной Пасхи — «Христос Воскресе из мертвых!» Время приблизилось к 1 часу ночи. Вдруг на хорах появляется запыхавшаяся от бега одна из певиц, работавшая в то время в одном из иностранных посольств, и со слезами говорит: — Христос Воскресе! Война кончилась! Только что получили это известие. Теперь ждите официальное правительственное сообщение». (Мариничева  Г.А.)

Но кроме этих десяти тысяч празднований и богослужений и еще одно – уникальное. Оно происходило в недавно освобожденном концлагере Дахау.
Подробности сохранились в воспоминаниях бывшего фашистского узника Глеба Александровича Рара – известного впоследствии церковного и общественного деятеля русской эмиграции.

Уже вечером 29 апреля лагерь Дахау был освобожден. К тому времени в бараках оставалось в живых около 32,5 тысяч заключенных, но сразу их вывезти было некуда. Греческий и Югославский комитеты заключенных предложили провести православное богослужение в день Святой Пасхи 6 мая. Их поддержали православные священники, диаконы и монахи со Святой Горы Афон. Но не было ни облачений, ни каких-либо книг, икон, свечей, просфор, вина. «В день Святой Пасхи сербы, греки и русские собрались у барака католических священников», — читаем в воспоминаниях Рара,  — «Несмотря на то, что русские в Дахау составляли примерно 40% от общего числа заключенных, только немногим удалось принять участие в богослужении. За всю историю Православной Церкви, вероятно, не было такого пасхального богослужения. Греческие и сербские священники и сербский диакон облачились в самодельные «ризы», которые они надели на серо-голубые полосатые одежды заключенных. Затем они начали песнопения, переходя с греческого на церковно-славянский, а затем снова на греческий. Пасхальный канон, пасхальные стихиры — все пелось наизусть. Евангелие от Иоанна также, по памяти. И, наконец, Слово св. Иоанна Златоуста — тоже по памяти. Молодой греческий монах-святогорец встал перед нами и произнес его с таким проникновенным энтузиазмом, что мы его никогда не забудем до конца нашей жизни. Казалось, что сам Иоанн Златоуст говорил через него к нам и также ко всему остальному миру!»

Вот так чудесно весной 1945 года соединились два события: Пасхальное торжество жизни над смертью и праздник Победы героизма над страхом и злом. День 9 мая был объявлен всенародным праздником и нерабочим днем. И наступившим утром 9 мая 1945 года вся страна встречала праздник Победы — радостью и слезами, торжественными салютами и еще не утихшими стонами раненых. Где-то еще продолжались отдельные стычки, звучали выстрелы... Но Солнце Мира уже высоко поднялось над землей.

«Во всей моей жизни не было дня, радостнее этого!» - так говорят многие из тех, кто видел этот день воочию. 
Христос Вокресе! – Воистину Воскресе!